У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ » О ВСЯКОМ » Философствования засусленого


Философствования засусленого

Сообщений 21 страница 28 из 28

21

Неприятности в жизни
http://aum.wen.ru/sm/sm477.gif Мы живём в замкнутой системе, в которой все её части тесно взаимосвязаны друг с другом и обладают взаимным влиянием, поэтому ничто не случайно, и ничто не проходит бесследно. Что излучаешь, то и получаешь. К тебе возвращается только то, что ты делаешь в отношении других. Это трудно понять, так как жизнь здесь имеет длительность (инерционность) и "отдача" приходит с «опозданием». Когда вы запускаете бумеранг, ему нужно время, чтобы улететь, достичь конечной точки и вернуться;  и пока он летает, к вам возвращаются другие бумеранги, запущенные до этого. Так как ум  обычно не может отследить эту причинно-следственную связь, нет и понимания, что случайно ничто не происходит. Всё взаимосвязано и закономерно.
   Неприятности происходящие с нами – это не наказание Высших Сил и т.д., а результат нарушения нами законов нашей реальности. Другими словами, я сам был причиной этих неприятностей. Принимая это как факт (я ответственен за происходящее со мной), ты создаешь возможность для духовного роста:  обучения, исправления своих ошибок и достижения высшей цели – счастья. Ты – причина происходящего с тобой. Ты должен понять, каково это – то, что ты делаешь/сделал другим. Только так ты можешь научиться мудрости и получить сертификат – счастье. Поэтому так и устроен этот мир.
   Обижаться на человека, который создает тебе неприятности – это ошибка, приводящая к усилению собственного эго, которое питается негативом. В этом случае духовный рост тормозится. Другой человек, через которого пришла неприятность, является не источником этой неприятности, а лишь её проводником. Через него Жизнь указывает на твои собственные ошибки, просит тебя осознать и сделать выводы.  Не было бы этого человека, был бы другой, но ситуация получилась бы такой же. Из неприятностей нужно извлекать урок, если не желаем всё это повторить. Если одна и та же неприятность снова и снова приходит в вашу жизнь, это говорит о повторном наступании на те же самые грабли. Жизнь пытается нас чему-то научить, а мы все не учимся, не задумываемся (предпочитая обвинять других), правильные выводы не делаем и продолжаем глупить. Поэтому Жизнь вынуждена учить нас с помощью все более и более жёстких ситуаций.       
http://aum.wen.ru/sm/sm489.gif Как извлекать урок из неприятной ситуации. Первый шаг – принять ситуацию как есть. Об этом много уже говорилось, но для данного контекста вот еще один аспект принятия:  я сам привлек это в свою жизнь – мыслями, словами и поступками. Это позиция ответственности, которая открывает дверь мудрости. Перекладывание ответственности на других людей, Бога и т.д. – это путь деградации, а не роста.  Второй шаг – обнаружение своей ошибки, причины неприятной ситуации. Здесь нужен тщательный анализ. Сразу вы можете и не вспомнить (не понять, не осознать), какие ваши действия притянули эту неприятность. Задумайтесь, на какой аспект эгоизма указывает вам жизнь через этого человека или ситуацию? Какая негативная или разрушительная черта характера другого вызывает у вас реакцию? Не проявляли ли вы по отношению к кому-то этот аспект эго? Если что-то в другом вызывает у вас неприятную реакцию, это говорит о том, что у вас это тоже есть. Нужно обнаружить, что это. Ищите, и найдете. Третий шаг – искоренение обнаруженного аспекта эго. Это можно сделать различными способами. Для начала можно проработать это как дуальность. Возможно, этого будет достаточно. В жизни этот аспект эго можно просто отслеживать и осознавать, и постепенно он исчезнет. Можно также целенаправленно проявлять в жизни противоположность этому аспекту (позитивную черту характера). Пробуйте разные варианты.
   Внешний мир – это отражение внутреннего мира. Скажи мне, каким ты видишь мир, и я скажу, каков ты. Мы видим в других только то, что есть в нас самих. Попытки изменить другого (не меняя себя) – это проявление эго, неразумный эгоизм, и такой подход не работает. Измените себя – изменятся другие. В крайнем случае – изменится ваше отношение к ним, и вас это перестанет задевать, проблема исчезнет. Поэтому, если хотите изменить свою жизнь в лучшую сторону – начните с себя.

22

Как избавиться от эго и познать Высшую Истину
   Эго – это в первую очередь чувство отделенности и отождествленности, набор убеждений о себе. Эго, оно же ложное я, возникает в тот момент, когда появляется мысль/чувство/восприятие «я есть это (что угодно) и не есть то (что-то ещё)»;  например, «я есть тело, и не есть то, что видят «мои» глаза». Читаете этот текст и у вас есть восприятие (чувство, мысль) «я читаю этот текст», то есть, существует читающий и читаемое, наблюдающий и наблюдаемое. Однако, это не совсем так. Есть только процесс чтения, а разделение на читающего и читаемое создается умом, эго. Это одна из основных дуальностей:  «воспринимающий и воспринимаемое». Есть только процесс восприятия, а разделение на воспринимающего и воспринимаемое создается умом (эго), и это разделение – иллюзия.
http://aum.wen.ru/sm/sm452.gif Что первично:  воспринимающий или воспринимаемое? Ничто не первично, это одновременно. Может ли существовать одно без другого? Нет. Оба полюса этой дуальности возникают одновременно, и могут существовать только вместе, взаимосвязано, неразрывно. Есть ли воспринимающий, когда нечего воспринимать? Может ли быть восприятие, когда некому воспринимать? Когда человек говорит «я», практически всегда есть отождествленность, например, с телом, умом, профессией, ролью, положением в обществе, прошлым опытом и т.д. Отождествленность подразумевает набор убеждений о себе:  я то, я это, а еще и это, но не вон то, и не то… Это «ложное я», ум, эго – и эти слова являются синонимами. Эго является неисчерпаемым источником проблем, и если вы хотите избавиться от ненужных проблем и страданий, выход только один – избавиться от эгоизма. Решение единичных проблем недолговечно, потому что на месте старой проблемы эго с удовольствием создаст парочку.
   Фактически, избавление от эго есть избавление от иллюзий, потому что эго является иллюзией, состоящей из ряда меняющихся убеждений о себе. «Ложное я» потому и называется ложным, оно иллюзорно и является вымыслом Единого Сознания. Избавляясь от эгоизма, человек избавляется от иллюзий и их последствий – страданий. Ложное я заслоняет настоящее Я, мешая познать Высшую Реальность, от того нужно избавиться от эго и иллюзий, созданных им.
   Эго не может существовать без объектов, с которыми можно отождествиться и сказать «я есть это (а не что-то другое)». Эго не может быть ничем, оно всегда является чем-то, каким-то объектом – тем, что «существует» (воспринимается) и может быть названо. Эго всегда должно быть чем-то, потому что, если оно ничто, то его и нет, правда? Поэтому на вопрос «Кто Я?» вы непременно получите объекты (то, что может быть названо), один за другим. В процессе самопознания, когда вы поймете, что не являетесь телом, появится какой-нибудь другой объект – ум, например.  «Я понял, я не тело, я – ум!» - Эго уцепится за следующий объект, прежде чем отпустить предыдущий. Затем вы, возможно, поймете, что не являетесь умом, и скажете «Я дух (душа)!» Однако душа – тоже будет объектом, чем-то таким, что «реально существует», что можно охарактеризовать и описать, что имеет какие-либо свойства, качества, способности. И это, опять-таки, набор убеждений о себе – ничего более. Продолжая самоисследование, эго будет становиться все меньше, тоньше. В конце концов, оно столкнётся со своим «началом», источником – и исчезнет. Когда исчезают отождествленности и отделенность, «я» становится бессмысленным ярлыком и исчезает. В этот момент познаётся иллюзорность эго, иллюзия растворяется и исчезает в Истине.   
http://aum.wen.ru/sm/sm496.gif Познать Высшую Истину можно, избавляясь от отождествленностей и убеждений о себе с помощью техник по дуальностям. Поэтому на первом уровне проработать все свои отождествленности, например:  Я тело – я не тело, Я ум – я не ум, Я дух (душа) – я не дух (не душа), и так далее. Проработайте также убеждения о себе:  какой я, каким я должен быть, каким я не должен быть и т.д. Очень хорошо, если вы также проработаете свои убеждения о других людях:  какие они есть, какими они должны быть, какими не должны. А также о мире:  каков мир, каким он должен быть, каким не должен, и т.д. Проработка этого материала значительно улучшит способность принимать как есть, со всеми положительными последствиями. И берите в работу только актуальные дуальности, а не все подряд.
   Проработка дуальностей – очень сильная вещь, это самый эффективный подход для работы над собой, позволяющий избавиться от эго и его проявлений - эгоизма. Ещё способ избавиться от эгоизма - наблюдение в повседневной жизни его проявлений и последствий. Можно просто наблюдать непринятие как есть (желания или попытки удержать, избежать, сопротивляться, противостоять, изменять, подавлять, контролировать, извлекать выгоду и т.д.), и последствия этого.

23

Стирание границ
   Границы создаются отождествлениями, различениями. Когда сознание отождествляется с телом, возникает идея «моё тело» и «другие тела», происходит разделение на я и не я. Это не плохого, однако именно отождествленности приводят в итоге к страданиям. Потому, надо устраненить отождествление и другие иллюзии жизни, что приводят к Единству. Границы – это всего лишь видимость, существующая в проявленном мире. На более «высоком» уровне сознания нет никаких границ, так как всё Едино.
   Когда вы видите другого человека, вы видите только тело. Тела различны, поэтому, конечно же, вы считаете, что я - это я, а он - это он. Имеет место отождествление и различение в отношении тел. Очевидно, что тела разные, и границы существуют. Но есть ли границы между его умом и вашим? Не было ли у вас такого, что вы «прочитали чьи-то мысли»? Или кто-то ваши? Может быть, догадались, о чем думает другой, или вместе сказали одно и то же? Таким образом, границы на уровне ума менее очевидны.
http://aum.wen.ru/sm/sm24.gif Единство – это отсутствие отождествлений, различений, ощущения разделенности, отдельности, отсутствие «я» и «не я». Всё цельно и едино. Нет никаких беспокойств, проблем, страданий. Есть только Счастье, Любовь, Радость, Безмятежность и т.д. Это состояние иногда случается (кратковременно) в медитациях, упражнениях, при выполнении техник разотождествления. Можно целенаправленно заняться стиранием границ, хотя для большинства людей стирание границ может оказаться слишком трудным занятием ввиду огромного количества отождествленностей и убеждений по поводу себя, других и жизни вообще. Однако попробовать можно.
   Единство подразумевает отсутствие отделенности (чувства отдельности). Отделенность начинается с ощущения «я» и «не я»: я отделен от других, я отделен от того, сего, от Бога и т.д. Когда есть отделенность, возникает отношение к чему-то «другому», возникает некая позиция, игровая роль, и далее - зафиксированность в этой позиции или роли, что ведет к накоплению опыта отделенности, который и мешает в дальнейшем осознать Единство.  Конечно же, отделенность – это всего лишь иллюзия, проявление хитрости ума, хотя эта иллюзия довольно реалистична и убедительна
http://aum.wen.ru/sm/sm24.gif Сядьте удобно, закройте глаза и расслабьтесь. Нужно, чтобы ничто не беспокоило и не отвлекало, чтобы внимание было свободно от суеты. Пример стирания границ между собой и Богом – достижения Единства с Богом. Вы направляете внимание на свое «я», затем на Бога. Ваше «я» представляет собой набор отождествлений и имеющихся убеждений о себе. Бог тоже представляет собой набор имеющихся у вас убеждений о нём. Эти убеждения и создают границы. Без торопливости вы ищете сходства и различия, находите все убеждения о себе и Боге. Это занимает какое-то время. Следует понимать, что все ваши представления о себе и Боге – это просто набор представлений (отождествлений, убеждений), не более того.
   Затем посмотрите внимательно и попробуйте почувствовать, существует ли сейчас граница между вами и Богом. Другими словами, где заканчиваюсь я, и начинается Бог. Если граница есть (для вас), вы её почувствуете, и в таком случае её нужно рассмотреть (прочувствовать) во всех деталях:  из чего она состоит, где находится, на каком расстоянии, имеет ли она плотность или другие характеристики. Исследуйте эту границу во всех деталях, тщательно. Рассмотрите все свои убеждения, чувства и ощущения по поводу этой границы. Ищите снова сходства и различия между собой и Богом, затем снова смотрите, есть ли граница, и т.д. - до тех пор, пока граница не исчезнет полностью.
   Стирание границ происходит при тщательном рассмотрении их. Когда вы внимательно исследуете границы, вы чувствуете, что они начинают меняться, ускользать и исчезать. Тогда вы начинаете понимать, что это всего лишь выдумка сознания, всего лишь убеждение. А так как убеждения – это иллюзия, то границы, которые и состоят из этих иллюзий – исчезают, стираются. Все представления и убеждения о себе и о Боге должны исчерпаться. Когда стираются надуманные границы, остается Изначальное Единство, цельность. Когда границы исчезают, может появиться мысль «я и Бог – едины». Сама фраза «я и Бог» подразумевает ещё оставшуюся отделённость. В конечном итоге достигается Единство, без ярлыков типа «я» и «Бог». Нет никаких мыслей по этому поводу и ощущения отдельности.
http://aum.wen.ru/sm/sm473.gif Чем больше накопилось отождествлений и убеждений, тем дольше происходит стирание. Если техника стирания границ идёт очень медленно и без ярких результатов, значит, это не то, что вам нужно делать сейчас. Возможно, другие техники будут более результативны в этом случае.
   Стирание границ можно делать в отношении чего угодно, по отношению к чему (кому) вы чувствуете отделенность, но, опять-таки, не во всех случаях это будет подходящей техникой.  Возможно, для начала нужно плотно поработать с убеждениями о себе, чтобы произошло некоторое разотождествление. Очень сильно мешает работе эгоизм, любые его проявления. Достижение Единства – это не совсем верная формулировка, потому что то, чего вы пытаетесь достичь, уже есть и было всегда. Это не что-то новое, это, скорее, нечто забытое. Единство уже есть, нужно только избавиться от иллюзорных границ, мешающих осознавать его.

24

ЭГОИЗМ.  Мышление определяемое желанием получить личную пользу/выгоду, предпочтение собственных интересов интересам других людей, то есть речь о стандартном неразумном эгоизме. Где на первом месте стоит «Я, мне, моё», а на втором – другие.
http://aum.wen.ru/sm/sm41.gif Эгоизм берёт своё начало в разделении на я и другие, а такое разделение возникает с самого рождения, так как весь наш мир построен на принципах эгоизма, сам эгоизм считается нормальным естественным явлением. И для данного мира это действительно нормально, потому что так устроено… Человек воспитывается в эгоистическом обществе, что способствует развитию и укреплению эгоизма. Ребёнку в голову закладываются идеи, как и что нужно делать, чтобы получить желаемое, а эти идеи, основаны на неверном понимании успеха и счастья. Идеи проверяются, и так как они в значительной степени срабатывают в нашем мире, то становятся убеждениями и стереотипами.
   Эгоизм удерживает ум в постоянном напряжении, так как постоянно приходится делать расчёты, что и когда следует сказать, как себя вести (Карнеги), кого и как можно обвести вокруг пальца, на ком можно заработать больше, где что стащить, и как случайно не проговориться и не прогореть. Огромные области ума удерживаются в подвешенном напряженном состоянии, и идут большие затраты психических сил для таких эго-расчётов.
http://aum.wen.ru/sm/sm12.gif Эгоизм является причиной состояния, в котором человек находится. Почувствуйте эту умственную массу, которая есть лично у вас в данный момент:  скажите себе твердо «отныне я живу исключительно и только для других!» Повторите эту фразу несколько раз с уверенностью и твердостью. Многие при этом могут физически почувствовать наваливающуюся массу эгоистического ума, ощущение сильного сопротивления этой идее, у других будет дискомфорт в теле, у кого-то пойдут эмоции или понесутся мысли, новые расчёты и т.д. У некоторых не произойдёт ничего, так как эго заблокирует эту мысль и не позволит её повторять (им не повезло). Кому-то повезёт, и он увидит весь свой эгоизм как на ладони, отделившись от него как чистое сознание.
   Так как эгоизм в основном направлен на получение материальных удовольствий нашего мира и создаёт много ненужного умственного напряжения, он приносит беспокойства, ожидания, дискомфорт, переживания, страхи, чувство постоянной неудовлетворенности, опасности, раздражения, злости, гнева. Когда желаемое не достигается или теряется, может возникнуть депрессия, горе и другие не менее неприятные последствия. Когда желаемое всё же достигается, удовольствие от этого, как правило, долго не длится, хочется большего – и так постоянно. Полученное удовольствие сменяется разочарованием, потому что долго не длится – уже хочется чего-то больше, лучше, приятнее и т.д. Вообще, любое удовольствие (не путать со счастьем) имеет обратную сторону – страдание. Человек тратит столько времени, сил, здоровья на получение желаемого, а потом обнаруживает, что счастье, которое он ожидал получить, вовсе не счастье, а просто приятное, но мимолетное ощущение. И тогда он гонится за чем-то ещё, ожидая, что в этот раз уж точно получит счастье. И так, возможно, всю жизнь. Поэтому говорится, что все материальные желания пусты:  за красивой оберткой скрывается пустота и разочарование.
http://aum.wen.ru/sm/sm109.gif Если вы ищете счастье снаружи, во внешних объектах, людях, ситуациях, деньгах и других временных удовольствиях, вас ждет глубокое разочарование. Потому что снаружи можно найти только удовольствие, обратной стороной которого всегда является страдание. Наверное, большинство людей считает, что именно эгоизм приносит или принесет им счастье. Однако стоит только проанализировать свою жизнь (хотя бы с позиции данного текста), как эта иллюзия разлетается в пыль… Настоящее счастье можно найти только внутри, а для этого эгоизм вовсе не нужен, он только мешает. Действуя из эгоизма, человек получает страдания. Действуя из любви, он получает счастье - потому что всё в этом мире взаимосвязано. Настоящее счастье подразумевает отсутствие эгоизма, ищущего что-то снаружи, так что счастье и эго несовместимы – в единицу времени есть либо счастье, либо эгоизм.
   Попробуйте проработать дуальность «С этого момента я живу только для себя - с этого момента я живу только для других», акцент на слове «только». Вообще, чем дальше вы идёте в работе над собой, тем больше избавляетесь от эгоизма и его неприятных последствий, и тем больше счастья появляется в вашей жизни.

25

Разумный и неразумный эгоизм. Неразумный эгоизм проявляется в зацикленности на самом себе:  «я хочу.../мне.../моё...». Удовлетворение своих желаний стоит на первом месте, все остальные люди и их интересы сдвигаются на задний план или игнорируются. Неразумный эгоизм характеризуется тем, что в итоге всегда приносит страдания (любого рода) себе и другим. Когда у человека проявляется такой эгоизм, он притягивает других людей, у которых тоже проявлен (или включается как реакция) этот вид эгоизма. 
http://aum.wen.ru/sm/sm461.gif  Неразумный эгоизм направлен в основном на материальное – желание иметь больше и/или лучше, чем у другого, что в итоге приводит к неприятностям. Неразумный эгоизм удерживает ум в постоянном напряжении и это напряжение накапливается, что приводит к стессу, депрессиям и болезням.
   Разумный эгоизм характеризуется большим пониманием жизни, и это более тонкий вид эгоизма. Он тоже может быть направлен на материальное, но способ получения или достижения отличается большей разумностью и меньшей зацикленностью на «я, мне, моё». У таких людей есть понимание, к чему приводит эта зацикленность, и они видят и используют более тонкие способы получения желаемого, что приносит меньше страданий и себе и другим. Такие люди более разумны (этичны) и менее эгоистичны, они не ходят по головам других или напролом, не совершают насилия любого рода и склонны к честному сотрудничеству и обмену, учитывая интересы всех, с кем имеют дело.
http://aum.wen.ru/sm/sm350.gif Саморазвитие – это проявление разумного эгоизма. Когда человек занимается собой, он делает это для себя, хочет улучшить своё состояние, и другие люди здесь могут вообще не учитываться. Это эгоизм, но разумный, потому что чем лучше собственное состояние, тем больше человек излучает позитива, и в конечном итоге так лучше для всех, с кем он имеет дело. Но здесь разумный эгоизм может граничить или сочетаться с неразумным, когда человек перестает выполнять свои обязанности (в семье, обществе, на работе), оправдываясь тем, что занимается собой. Это опасная ситуация, которая может свести на нет все достижения на духовном плане и привести к проблемам в материальном мире. «Я лучше (выше, умнее, мудрее, чище…) вас» - такая позиция приведет к проблемам.
   Разумный эгоизм может проявляться различными способами. Например, вы используете формулу счастья в отношении какого-то человека, чтобы получить благосклонность с его стороны. Или используете технику благодарения, чтобы получить больше счастья и успеха. Или работаете с дуальностями, чтобы избавиться от негатива и ограничивающих убеждений, получить больше свободы и покоя. И так далее. Эгоистично? Да, вы делаете это для себя, но в итоге все от этого выигрывают. Если к разумному эгоизму не подключается неразумный, плохих последствий не будет.
   Бескорыстная полезная деятельность – это тоже проявление разумного эгоизма, как ни крути. Ведь если бы бескорыстие не приносило больше радости и счастья тому, кто это делает, никто бы этим не занимался. Говорят, всё, что человек делает, он делает для себя, и каждый человек – эгоист.
   Сознание в чистом виде не имеет природу эгоизма. Другими словами, эгоизм – это нечто приобретенное, существующее только в проявленном мире, это атрибут тела и ума, а не чистого сознания. Адекватная забота о теле, работа над умом (духовный рост), избавление от неразумного эгоизма – это проявления разумного эгоизма, которое приносит благо всем. Когда исчезает неразумный эгоизм, оставляя только разумный, то этот разумный эгоизм исследует сам себя, что в конечном итоге приводит к познанию себя, как чистого сознания.
http://aum.wen.ru/d/d181.png Состояние без эгоизма часто случается в медитациях, в конце выполнения техник. Это полное принятие того, что есть, и в этом принятии растворяется сам принимающий. Но это состояние не длится долго, потому что жизнь продолжается, нужно идти на работу или с кем-то общаться, и т.д. Сознание снова возвращается в проявленный двойственный мир, и включается ум, так как без него жизнь в этом мире невозможна. Можно избавиться от неразумного эгоизма, но пока жив и действует организм (тело-ум), всегда будет присутствовать разумный эгоизм, в той или иной степени, даже если это будет нечто очень тонкое, призрачное и неуловимое, называемое разумностью и содержащее в себе Понимание.

26

Выслеживание чувства собственной важности

Одна из самых болезненных и трудных для понимания тем. Почему? Да потому, что чувство собственной важности является, по сути, фоном, на котором разворачивается вся наша жизнь. Чувство собственной важности настолько прочно и глубоко вошло в наши чувства и мысли, что воспринимается как само собой разумеющееся, как неотъемлемая часть нас самих. Именно поэтому выслеживать чувство собственной важности трудно, еще труднее избавляться от него. В данной статье рассматриваются способы выслеживания чувства собственной важности, способам избавления от него посвящена отдельная статья.

К настоящему моменту мне известны 5 вполне рабочих (опробованных) практик, позволяющих выслеживать чувство собственной важности (ЧСВ).

В этой статье я опишу 4, пятая - "Зеркало" - уже описана. Практики нестандартных поступков типа: "Соска", "Прогулка с ботинком" и т.д. здесь не рассматриваются. Отчасти потому, что они уже описаны, отчасти потому, что не являются в прямом смысле практиками выслеживания, а являются, скорее, практиками провоцирования ЧСВ. Практики нестандартных поступков - это способы моделирования трудных для себя условий, в которых легко и отчетливо проявляется ЧСВ, по сути - это способы использования одной из составляющих сталкинга - социального взаимодействия. К подобным провоцирующим практикам, несомненно, относится и практика использования мелочных тиранов.

Здесь же пойдет речь именно о практиках самовыслеживания, так называемых внутренних практиках, использование которых предполагает наличие хоть какого-то свободного осознания и элементарного опыта самовыслеживания.

Все ниже описанные практики - это результат моего опыта, а точнее, попытка его формализовать и систематизировать. Говоря проще - это слова описывающие, то, что я делал, и то, что мне помогало выслеживать ЧСВ. Короче, это действительно работает :).

К настоящему времени у меня нет для этих практик названий, поэтому просто буду обозначать их номерами 1, 2, 3 и 4.

Итак, приступим к рассмотрению практик выслеживания ЧСВ.

Практика 1.

1. В каких ситуациях проявилось ЧСВ?
2. Как проявилось?
Смысл практики в том, чтобы почаще задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Вот и все. Это действительно очень простая практика.

Обратите внимание, до сих пор так и не было упомянуто, что же такое чувство собственной важности? Каким образом можно выслеживать неизвестно что? На самом деле одной из важнейших целей практик выслеживания ЧСВ как раз и является его изучение. Ответ на вопрос, что такое ЧСВ, появляется в процессе его выслеживания. И появляется не сразу и не вдруг, а скорее, все глубже и глубже постигается (в соответствии с развитием осознания и опыта самовыслеживания).

Это важный момент, необходимо не только отслеживать ЧСВ, но и изучать его. Естественно, это предполагает и творчество, и исследование. Если вам все эти исследования не очень интересны, тогда лучше забудьте о пути воина. Это относится не только к выслеживанию ЧСВ, это относится ко всему пути.

Почему? Объяснение этому очень простое, в процессе пути воина добывается внутреннее знание, которое никаким другим способом, кроме как непрерывным и тщательным изучения себя самого, не добыть. В лучшем случае можно сориентировать внимание (текстом или устным комментарием) на том месте, "где нужно копать", но "копать и искать" все равно придется самому.

На самом деле ситуация не настолько сложна, как кажется на первый взгляд, примерное представление о том, что такое ЧСВ, дается в книгах Кастанеды. Например: "…ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу..." или "ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты - единственный на земле, кто живет неправильно" (Карлос Кастанеда "Путешествие в Икстлан"). Комментарии дона Хуана, разъясняющие некоторые аспекты чувства собственной важности, совершенно конкретны и недвусмысленны.

Если собрать все цитаты из книг Кастанеды относительно ЧСВ, то материала для осмысления и практических шагов будет более чем достаточно. Так что отправная точка есть, все что необходимо - это углублять и конкретизировать понимание ЧСВ, и самое главное - делать все это через призму собственного опыта, добывать то самое внутреннее знание.

Через несколько лет подобного выслеживания (т.е. применения практики №1), я выявил за собой несколько довольно характерных проявлений ЧСВ. Сейчас, оглядываясь назад, не могу назвать подобное представление о ЧСВ абсолютно точным и адекватным, но тогда для меня это был шаг вперед, и мне это действительно помогло.

Читая описание (приведенное в том виде, в котором оно появилось в свое время), делайте поправку на время и свой опыт. Возможно, у вас будут какие-то свои проявления ЧСВ.

27

Наиболее типичные проявления чувства собственной важности

1) "Синдром гуру"

2) Споры

3) Оправдания

4) "Обратите на меня внимание"

5) Стеснительность

6) Раздражение

7) Мстительность

8) Ложная скромность

9) Заискивание

10) Поиск "недостатков" и "ошибок" других людей

11) Реакция на "плохой/хороший"

12) Героизм

13) Сомнение

14) Сожаление

15) Самолюбование

16) "Кто всех круче?"

Подробнее:

1) "Синдром гуру"

Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на "путь истинный".

Еще такой вариант - "да я это знаю лучше тебя". Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.

2) Споры

Отстаивание своей точки зрения, доказывания. Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения. Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.

Причина спора - попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения. Попытка защиты - это неуверенность в себе.

3) Оправдания

И объяснения в качестве оправданий. Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше. Оправдания - это форма защиты. Оправдывающийся человек защищает свой "светлый образ", "доброе имя" и т.д.

Часто оправдания - боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.

Типичный шаблон оправдания: "Ты плохой" - оправдание. "Ты плохой" - человек воспринимает в отношении самого себя после:

1) своих же слов, действий;

2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).
Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше. Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам. Он выбирает обижаться и обвинять себя. Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.

4) "Обратите на меня внимание"

Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.

Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре. Выражается в попытках сказать что-то "веское", "умное", "смешное". Покрасоваться перед людьми. Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания - "а знаете, я тут недавно…").

Синонимы - "рисовка", "дешевые понты". Более благозвучные названия - самопрезентация, самореклама. "Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня". Особенно характерно проявляется в момент встречи людей. По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить - это ЧСВ.

Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например - расположение, интерес "нужных людей") - это стратегия, а есть "дешевые понты" - это уже ЧСВ.

5) Стеснительность

По симптомам прямо противоположна "обратите на меня внимание". Возникает от неуверенности в себе. Очень часто сочетается с "обратите на меня внимание", в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный. Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).

6) Раздражение, гнев, ярость

Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь. Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.

Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.

7) Мстительность

Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью. "Ах, ты мне так, тогда я тебе так" - "ответить ударом на удар".

Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие. Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и "вот тебе, на, получи...". Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.

Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: "ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…", на уровне головы это вообще может не проявиться. Просто "вдруг" возникает какое-то желание "ударить" человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.

Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: "восстановить справедливость", "отстоять правоту", "наставить на путь истинный".

8) Ложная скромность

Выражается в неспособности принятия комплиментов. "Да нет, ну что вы…". Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).

9) Заискивание, раболепство

Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления - страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить что-то, например, не получить расположение "важного человека".

10) Поиск "недостатков" и "ошибок" других людей

Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих - "Вот идиоты, придурки" и т.д.

Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к "Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно". Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: "Хотя кто я такой, чтобы судить других". Или так: "Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично".

Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.

"...Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает... Ты сам должен быть безупречным человеком... ... Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности..."

11) Реакция на "плохой/хороший"

Реакция на "плохой" - раздражение, обида, оправдания.

"Плохой" может восприниматься после фраз, имеющих смысл: "Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь". "Полный придурок". Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.

Реакция на "хороший" - удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: "Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества". Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых - это повышение своей значимости, во-вторых - появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.

12) Героизм

Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя "титанических усилий", "одинокой безмолвной битвы" и подобного им идиотизма.

Образ героя в своем лице - это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их "тупостью", "заблуждениями" и т.д. Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.

Борьба воина - это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину - это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом. Героизм в виде "титанических усилий" и попыток прорыва в "светлое завтра" - это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.

13) Сомнение, озабоченность, страх

Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом ("Получится ли? Успею ли?"), внешностью ("А хорошо ли я выгляжу?"), отношением к себе людей ("Меня никто не любит", "Я никому не нужен", "Как-то он на меня косо посмотрел", "Интересно, я понравился ей, понравилась ему?") и т.д.

Более легкая форма озабоченности - ожидания. Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.

Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен ("Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно", "Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь").

Еще очень характерное проявление ЧСВ: "ожидание оценки" - ждать реакцию на свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.

14) Сожаление, самобичевание

Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.

Очень характерно сожаление проявляется в случае - "я обидел человека". Потом идет "я плохой".

15) Самолюбование

Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов ("синдром гуру"), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант - "скромный" гений :).

Вариант самолюбования: "Взгляд глазами другого человека" (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.

16) "Кто всех круче?"

Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования ("я лучший", "я самый первый", "мы их сделали") и извращенные соревнования - "кому из нас было трудней?" ("… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …").

28

Практика №1 естественным образом приводит к ответу, что же такое ЧСВ? Немного поразмыслив, я пришел к выводу, что ЧСВ можно рассматривать через такие составляющие как 1) эмоциональные ловушки; 2) стереотипы восприятия и поведения; 3) принципы и закономерности работы внимания. Собственно, именно это понимание привело к появлению практики №2.

Практика 2.

1. В какую эмоциональную ловушку я попал?
2. Какой стереотип сработал?
3. В какой ситуации это произошло?
Опять же смысл практики в отслеживании и регистрировании этих 3-х моментов. Полезна также письменная фиксация результатов выслеживания, естественно, при наличии времени и возможности это сделать. По крайней мере, такая возможность всегда появляется в конце дня, когда мы обычно возвращаемся домой.

Тоже достаточно простая практика выслеживания ЧСВ. С тем лишь дополнением, что она предполагает наличие некоторых "полочек", по которым раскладывается ЧСВ. По мере изучения своих "любимых" эмоциональных ловушек и стереотипов, практика выслеживания ЧСВ приобретает более осмысленный и результативный характер. Знание эмоциональных ловушек и стереотипов позволяет через некоторое время отслеживать сам момент их зарождения и уничтожать их, пока они еще не набрали силу, т.е. "пресекать на корню", "вытаскивать хворост из-под котла" (стратагема 19).

Принципы и закономерности работы внимания здесь не предлагаются к выслеживанию, по одной простой причине - чтобы не усложнять практику. Того, что написано, вполне достаточно, если учесть, что выслеживание происходит в реальном режиме времени - "здесь и сейчас", и, как правило, речь идет о долях секунды реагирования на появление ЧСВ. Хотя, конечно, никто не мешает использовать эту практику в режиме "там и потом", спокойно перепросматривая события дня.

Подробнее узнать об эмоциональных ловушках и стереотипах восприятия и реагирования можно в соответствующих статьях. Нужно лишь отметить, что в рамках этой практики особенный интерес представляют те стереотипы, которые прямо и непосредственно приводят к попаданию в эмоциональные ловушки. Еще раз обращаю внимание на то, что собирать и изучать стереотипы и эмоциональные ловушки нужно, прежде всего, свои - индивидуальные.

Практика 3.

1. Установки
2. Реакция
3. Ожидание
4. Устремление
5. Отношение, оценка
Выслеживание чувства собственной важности происходит по пяти вышеперечисленным областям.

Эта практика появилась, как естественное желание понять и разобраться глубже, что же такое чувство собственной важности.

При всей полезности и простоте практики №2, определенно, есть проявления ЧСВ, которые явно не укладывались в модель ЧСВ, описываемую эмоциональными ловушками и стереотипами, либо укладываются, но с большой натяжкой. Собственно, практика №3 дает более точный и детальный анализ ЧСВ. Это ее несомненное достоинство, есть, конечно, и недостатки - о них чуть позже.

Смысл применения этой практики можно описать следующей аналогией: есть какое-то сложное многомерное образование ЧСВ, мы берем и проецируем его на 5 плоскостей (установки, реакция, ожидание, устремление, отношение) и детально изучаем полученную проекцию. Практика показывает, что ЧСВ, если оно имело место быть, не ограничивается каким-то одним проявлением (внешним или внутренним), но имеет сложный комплексный характер, как правило, затрагивающий все 5 изучаемых областей, т.е. проецирует себя на все плоскости сразу. Впрочем, проецирует себя на каждую из плоскостей в разной степени выраженности, т.е. определенные ситуации ЧСВ легче и отчетливее видны на каких-то отдельных плоскостях.

Разберем простой пример. В качестве рабочего материала - одно из моих проявлений ЧСВ. Было замечено и отслежено давно, но понять и разобрать его я смог только сейчас, используя данную практику.

Итак, пример. Я оставляю какие-то сообщения на форумах - ответы на чужие сообщения, свои соображения и т.д. Как правило, я считаю их достаточно интересными, полезными и, безусловно, глубокими по содержанию :). Потом я начинаю ждать ответ на свои сообщения. Иногда это выглядело особенно забавно, через каждые 5-10 минут я мог заходить в инет, чтобы проверить, не было ли ответа на мой пост. И чем дольше не было ответа, тем больше меня это напрягало. Испытываемые чувства в те моменты: нервозное ожидание, раздражение, разочарование, иногда даже обида (если на сообщения так и не отвечали).

Естественно, это не были истерики, а так, легкая степень проявленности данных чувств, но, тем не менее, они были. Особенно неприятно было, когда мои сообщения вообще игнорировали. В те моменты обычно появлялись мысли примерно такого содержания: "или я оставил очень умное сообщение, и его просто никто не понял, или какое-то очень глупое, на которое народ вообще решил не отвечать, или просто меня игнорируют".

Думаю, этого уже достаточно для того, чтобы разобрать применение практики №3.

1. Установки или убеждения. Обычно это несознаваемые и слабоосознаваемые правила, которые у каждого есть в голове. В данном случае несколько моих установок, непосредственно связанных с чувством собственной важности, могли иметь следующее содержание: "обычно я говорю умные мысли", "на мои умные мысли и речи люди должны реагировать", "когда на меня не реагируют, значит, что-то здесь не так". Обратите внимание, все эти убеждения непосредственно затрагивают "Я", т.е. интересующие нас установки (касающиеся ЧСВ) так или иначе будут крутиться вокруг "Я", своей личности, своей самооценки, своей самоидентификации и т.д.

Естественно, что все эти соображения относительно моих установок - не более чем гипотеза, которую можно и нужно проверять в других ситуациях. Если перечисленные выше установки имеют место быть в различных ситуациях (не ограничивающихся одним лишь примером с форумом), тогда с некоторой степенью вероятности можно предположить их действительное наличие.

Часто установки выражаются в виде самоограничений, т.е. "можно вот это и это, а это нельзя", в виде "мне надо", "мне нужно", "я должен" и т.д. (об этом уже шла речь в статье "Второй принцип сталкинга").

2. Реакция. Это достаточно очевидный момент, я среагировал на эту ситуацию, она меня зацепила. Если бы мне было "параллельно", отвечают ли на мои сообщения или нет, то, естественно, никакой реакции, связанной с чувством собственной важности, и не было бы.

Если вспомнить про стереотипы, то в данном случае был весьма наглядный и что характерно, стабильно повторяющийся стереотип "меня игнорируют - раздражение, разочарование, обида" (повторяющийся не только в этой, но и других ситуациях). На самом деле, здесь конечно больше, чем один стереотип реагирования, здесь также присутствует несколько стереотипов восприятия: "мои умные сообщения", "меня игнорируют", но в контексте данной практики их уместнее рассматривать в области 5 - отношения и оценки.

3. Ожидание. С ожиданием здесь тоже все достаточно очевидно. Разбор данного проявления ЧСВ демонстрирует мое ожидание того, чтобы "меня заметили и обратили на меня внимание". Естественно это тоже относится к ЧСВ. И ровно также в центре внимания я сам. Синонимом ожидания является желание. Уместно вспомнить здесь известное изречение Будды - "желания порождают страдания", в нашем случае - вышеописанную реакцию.

4. Устремление или побуждение. Здесь ситуация несколько сложнее. Также, как и в случае с установками, мы можем только строить предположения, опираясь на смутные ощущения адекватности и объективности интерпретации. Как мне представляется, в данном случае проявляются устремления: "произвести собой впечатление", "продемонстрировать свои знания", "донести свою умную мысль".

Обратите внимание, устремление "произвести собой впечатление" является, в общем-то, довольно распространенным в нашем обществе, но проявляется оно у всех по-разному и проявляется в зависимости от интересов и приоритетов. Если взять, к примеру, женщин (в основной своей массе, хотя, конечно, есть и исключения), то подобное устремление конкретизируется у них в области внешнего вида, косметики и одежды.

Для меня, например, значимой является область знаний, и, соответственно, мои устремления, касающиеся ЧСВ, так или иначе связаны с моими интересами, в данном конкретном случае проявляется в виде устремления "продемонстрировать свои знания".

Естественно также, что ожидания и устремления связаны самым непосредственным образом, т.е. устремляясь куда-то там :), мы, естественно, что-то ожидаем.

5. Отношение, оценка. Здесь вроде бы все достаточно очевидно: "мои умные сообщения", "меня игнорируют" - это и есть оценка и отношение к происходящему, и опять в центре внимания я сам.

Еще стоит отметить, что основной причиной подобных "залетов" является слишком серьезное отношение к самому себе.

Описанный выше анализ - "разложение по полочкам" - и есть способ применения этой практики. Она тоже работает и дает неплохие результаты, однако у нее есть и минусы. Собственно минус один - она довольно громоздкая в плане оперативного реагирования в режиме реального времени. На нее нужно время и достаточный интеллектуальный ресурс. Нужно время, чтобы "пораскинуть мозгами", и нужно умение это делать. Надеюсь, что со вторым у вас все в порядке, с первым же... Это хорошо, когда есть свободная минутка-другая времени и можно проанализировать ЧСВ в соответствии с вышеприведенной схемой. А если нет? Тогда нам поможет практика №4.

Практика 4.

Выслеживание чувства собственной важности через отслеживание любого из следующих проявлений:

"выдвигание себя на первое место";
"слишком много себя";
"слишком серьезное отношение к себе".
Это метафоры, которые очень точно описывают наличие ЧСВ. Смысл практики в том, чтобы регулярно проверять себя на наличие любого из выше перечисленных проявлений.

Пишу эти строки и понимаю, что рациональных аргументов не хватает, просто попробуйте сами.

В тот момент, когда вы хотя бы смутно почувствовали за собой ЧСВ (вроде есть что-то, но что не понятно), попробуйте оценить свое состояние - мысли и чувства на предмет соответствия с любым из этих трех проявлений ("выдвигание себя на первое место", "слишком много себя", "слишком серьезное отношение к себе"). Обычно они присутствуют все, хотя, может быть, какое-то из них будет более заметным и очевидным в конкретной ситуации.

Эта практика весьма эффективна и проста в использовании, единственное, что требуется для ее успешного применения, это некоторый опыт самовыслеживания.

Если не получается, попробуйте предыдущие практики. В этой статье они расположены в порядке возрастания необходимого для их использования осознания и опыта самовыслеживания.


Вы здесь » ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ » О ВСЯКОМ » Философствования засусленого