У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ » ОСОЗНАННОСТЬ » (2.обзор) ОТКРЫТЫЕ/ЗАКРЫТЫЕ ПУТИ


(2.обзор) ОТКРЫТЫЕ/ЗАКРЫТЫЕ ПУТИ

Сообщений 21 страница 24 из 24

21

ВНИМАНИЕ
   Больше всего различные школы сходятся в том, что первостепенную важность придают подготовке внимания. Эти школы можно было бы разделить на два вида, в каждом из которых основной техникой, пользуясь основной терминологией переподготовки внимания, которую описывает «Вишуддхимагга», — являются концентрация или полнота внимания.
   Есть бесчисленное множество различных названий, которые употребляются в разных медитационных системах, которые на самом деле обозначают один и тот же путь и одну и ту же цель. Иногда один и тот же термин используется различными школами в узком, но в то же время совершенно различном техническом смысле. Например, то что переводится на наш язык как «пустота», у индийских йогинов означает состояние дхианы, а в буддизме Махаяны под этим подразумевается постижение той пустоты, которая изначально присуща всем феноменам. В первом случае термин употребляется для обозначения состояния, в котором сознание избавлено от содержимого, а во втором — для обозначения качества пустоты всех вещей. Так же и Дзадзэн, и безусловное осознание Кришнамурти являются техниками понимания и постижения, хоть их и разделяют эти школы. Кто-то под «медитацией» подразумевает концентрацию, тогда как Кришнамурти вообще отрицает то, что концентрация относится к области медитации.
   Классификационным критерием служит здесь механизм техники, где 1 этап — концентрация, при которой ум фиксируется на каком-то объекте, 2 этап — полнота внимания, при которой ум наблюдает сам себя, и 3 этап — целостная совокупность обоих процессов.
   Еще одной предпосылкой, положенной в основу классификации, послужила внутренняя логика описаний. В случае концентрации в описаниях упоминаются характеристики, присущие пути дхианы, такие как «возрастающее утонченное блаженство, сопровождающееся углублением концентрации и потерей чувственного осознания». В случае техники постижения (Випассана), должны присутствовать характеристики практики Випассаны, такие как постижение безличности ментальных процессов. В случае комбинированной техники смешиваются и интегрируются как техника концентрации, так и техника постижения.
   При концентрации в намерение медитирующего входит фиксирование своего внимания на каком-то отдельном восприятии, с возвращением ума назад всякий раз, когда он отвлекается от объекта. В некоторых инструкциях по концентрации подчеркивается активное участие воли медитирующего в процессе привлечения к воспринимаемому объекту и в сопротивлении каким-либо отвлекающим факторам. Другие инструкции предлагают следовать пассивной линии поведения, просто возвращая вновь объект восприятия, утерянный в потоке сознания. Хотя эти подходы являются противоположными в отношении к активности и пассивности, их можно считать равноценными средствами для постоянного возобновления ориентации на объект. Что же касается техник полноты внимания, будь то «памятование о себе» Гурджиева, «самопознание» Кришнамурти, или «сикантадза» в Дзэн-буддизме, — все они сходятся в своем подходе к вниманию, предлагая непрерывную бдительность в каждый момент и распознавание всех цепей, сковывающих сознание медитирующего.
   Большинство школ медитации не привержены только одному из этих подходов, но используют разные техники из обоих. Они принимают во внимание индивидуальные различия обучающихся и то, что необходимо конкретному человеку для его прогресса. Суфии, например, используют главным образом «зикр», — практику концентрации, но временами пользуются и техниками полноты внимания, например, «мурагаба» — возвращение внимания к истоку своего собственного сознания. Различные медитационные системы могут проповедовать различные взгляды на необходимость каких-либо подготовительных действий, необходимость особой окружающей обстановки, необходимость в учителе или в каких-то предварительных знаниях о том, чего ожидать от медитации. Однако все медитационные школы сходятся на том, что для изменения сознания медитирующего нужна переподготовка его внимания, достигаемая либо с помощью концентрации, либо с помощью полноты внимания.

22

ВЕРОВАНИЕ И ТЕРМИНЫ
   Система верований к которой принадлежит человек - заставляет его интерпретировать свои переживания в соответствующей форме. Когда суфий входит в состояние, в котором он больше не ощущает своих чувств и его единственной мыслью является мысль об Аллахе, — он знает, что это «фана». Йог который вошёл в состояние, в котором он больше не ощущает своих чувств и мысли его сфокусированы на его божестве, скажет, что вошёл в Самадхи. Множество названий использовались для обозначения одного и того же состояния. Все они, по видимому, относятся к одному и тому же состоянию со схожими характеристиками. История религий изобилует примерами трансцендентных переживаний, которые интерпретировались в соответствии с тем временем, местом и религиозной традицией, где все это происходило.
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ В МЕДИТАЦИИ
   В медитации метод — это то семя, из которого вырастает цель. Характер достигаемого состояния зависит от пути достижения. Путь концентрации ведёт медитирующего к слиянию с объектом медитации в дхиане, а затем и к выходу за пределы объекта. По мере достижения медитирующим более глубоких уровней, блаженство становится все более полным и утонченным. На пути полноты внимания ум медитирующего наблюдает за своей собственной работой и становится восприимчивым ко все более тонким фрагментам потока мыслей. По мере обострения восприятия он становится все менее привязанным к тому, что он наблюдает, и в конечном счёте полностью отворачивается от всего, что есть в его сознании, и переходит в состояние Нирваны. В этом состоянии нет никаких переживаний.
   Каждая система, использующая концентрацию, описывает одно и то же путешествие к дхиане, но облекает своё описание в свои термины. Характерные признаки этого состояния всегда одни и те же:  потеря чувства осознавания, однонаправленность внимания на объект для исключения всех других мыслей и чувство небывалого восторга. Системы использующие полноту внимания, описывают путь Постижения, путь инсайта, как все более тонкое восприятие ума медитирующего, отрешенность от происходящих в нем событий и непреодолимую устремленность к настоящему моменту. Нирваническое состояние само по себе не обязательно рассматривается как конечный пункт этого продвижения.
   Эти два состояния являют собой прототипы всех измененных состояний в медитации. Однако ими не исчерпывается все многообразие изменений в сознании, которые приносит медитация. Внимание чрезвычайно гибко и может вносить изменения в сознание намного большим количеством способов, чем эти два описанных состояния. Переподготовка внимания также может быть связана с тренировкой других биосистем, например с движениями в суфийских танцах. Дополнительные формы практики, кроме упражнений, связанных с вниманием, такие как управление дыханием, голодание, визуализации, способствуют формированию конечного облика измененного состояния сознания.
   Внимание, конечно же, является ключом к медитатативным измененным состояниям, но вклад, вносимый другими практиками, обусловливает сложность предсказания конечных изменений сознания. Одним из примеров более сложного измененного состояния является результат, который даёт «шактипатдикша» (техника кундалини-йоги). Причиной судорожных движений, которые возникают в этом состоянии, могут быть упражнения по контролю дыхания, так же, как и тесные взаимоотношения между учителем и учеником, — и все это на фоне того основного эффекта, который создает концентрация. Чем больше средств используется для изменения сознания, тем более запутана топография получаемого в результате состояния. В литературе, посвященной каждой медитативной системе, описывается некое измененное состояние. Дхиана — это прототип множества измененных состояний, аккуратно отмежеванных от других состояний. Те состояния сознания, которые возникают в дхиане, исключают основные нормальные состояния сознания — бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон без сновидений. Однако с этими основными состояниями сосуществуют измененные состояния сознания другого типа. Такое сосуществование вносит новые функции и в нормальные состояния сознания, изменяя их характер

23

http://aum.wen.ru/m/che1.gif Что имелось ввиду под "закрытые пути"?

Ну если буквально, то имелось ввиду что это всё не повторить современному человеку, а точнее человеку с умом который сформировался в современном социуме, если человек будет действовать по некоторым старым указаниям – то просто сойдёт с ума. Путей к просветлению и дальше в сотни раз больше, но большинство этих путей практически сразу же после смерти Мастера «зарастали», и их не могли повторить даже близкие ученики/неофиты того времени. Так всё жизделось на стечении обстоятельств и личном понимании самого человека (Мастера). Один путь существовал только для человека который по нему прошёл, другой путь исчез за десятком учеников которые окружали Мастера, а многие пути оставались понятными/осуществимыми пару поколений и потом стали бесполезными (исказились, потерялась точная передача, добавилась ритуалика), а некоторые остались реальными практически до нашего времени, но остались реальными в узком кругу, а для большинства это подаётся как религия в которой маловато смысла или вовсе нет. Многие старые подходы стали в наше время крайне не приемлемы, типа крайний аскетизм и т.д. ладно бы если наш ум воспринимал развитие как компьютерную игру где последний бос – Бог, которого можно достигнуть некими жёсткими ограничениями и истязаниями, то мужской ум до этого дошёл бы – но мы то знаем что всё абстрактнее, буквально Бога не достичь если на всю жизнь «закрыться в пещере»… но раньше такое проделывали монахи. То есть многие усилия не стоят результата, нет смысла терять жизнь за абстрактную идею, мы больше ценим свою жизнь, если конечно в уме нет жёстких религиозных программ.
   В общем, многое уже не возможно для нашего ума, хотя бы потому что у нас есть память и современное воспитание, оно в корне другое. От того надо увидеть основу подхода в открытых путях, то есть применять практики которые буквально не разрушают в корне твою жизнь, но медленно делают своё дело – лечат ум от автоматизации. Открытые пути – это то что можно повторить и современным людям, а это у нас «опыт внимательности/проницательности» и «концентрации», «безупречности»… мы конечно имеем больше препятствий, от того нам надо работать и с интеллектом, и более тонкими самообманами…

24

:writing: Три вопроса из разных тем кинуто в один пост

Писалось - "слияние современного и старых подходов" Что относится к старым и современным подходам? К старым, я так понимаю, можно отнести подходы йоги (то есть асаны, пранаяма, пратьяхара и прочие), цигуна (то же Большое дерево, и другие техники и практики по работе с энергией). К современным... не знаю... ОШО (динамическая медитация), Кастанеда (осознанность, сталкинг, тенсегрити)?
   Какие пути Вы считаете открытыми?
   Вы много пишите об Интеллекте, но как его развивать? Какие темы на форуме изучить, техники, практики. Да и еще бы более подробно понять что есть интеллект, на форуме есть такое описание?

http://aum.wen.ru/m/skoro1.gif  в процессе...


Вы здесь » ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ » ОСОЗНАННОСТЬ » (2.обзор) ОТКРЫТЫЕ/ЗАКРЫТЫЕ ПУТИ