У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ » ОСОЗНАННОСТЬ » (1.обзор) ПРЯМОГО ПУТИ ¤k¤


(1.обзор) ПРЯМОГО ПУТИ ¤k¤

Сообщений 1 страница 10 из 17

1

http://drive.google.com/uc?&id=0B1OY37HK6DPZdGxrTV9Ma2dWMnc
РАССМОТРЕНИЕ СТОЛПОВ КЛАССИЧЕСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ
   Путь, описанный практично и подробно, который берётся за основу, который дал множество личностей достигших конечной реализации – можно назвать «классическим» и его брать в пример для сравнения с другими подходами – чтобы увидеть что они являются или частью этого классического подхода, или увидеть причину почему они могут быть не эффективны, тем более многие пути саморазвития – вышли именно из этого старого подхода, только немного или сильно изменились в теориях, внешних подходах, откорректировались временем и другой культурой. «Классический подход» стоит на трёх столпах – безупречности, концентрации, проницательности. Тут уже не рассматриваются подготовительные ступени типа Хатха-йоги или Пранаямы, которые могут быть, а могут и не быть в зависимости от школы – и часть этого входит в «безупречное» следование своему Пути.
   Безупречность, концентрацию, проницательность – можно рассматривать как ступени которые идут одна за другой в таком порядке. И это так, но только в самом начале – когда идёт отработка процесса, и если бы жизнь была длиннее то сначала шла бы безупречное поведение которое снижает причины которые мешают концентрации, далее бы подключалась и развивалась концентрация, и потом уже полноценная концентрация применялась в практике проницательности, то есть подготовленный ум и жизнь в практике Випассане. Ну а так на деле одно помогает другому, правильное поведение в жизни помогает концентрации реализоваться качественнее, так как снижаются причины по которым ум обычно беспокоится, далее ум становится готовым погрузится в себя без помех, и уже Випассана помогает поддерживать безупречную жизнь без каких либо усилий которые были в самом начале. Безупречность – это возможность при которой возможна медитация, Концентрация – это путь к Самадхи, а медитативная Проницательность – путь к Нирване, но всё связано и укрепляется одно другим.
   Далее для полной ясности рассмотрено каждое понятие отдельно и подробно.

2

https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/hlam/d56.gif  БЕЗУПРЕЧНОСТЬ
   Это не техника, это набор действий и соблюдение правил – которые создают условия при котором возможен медитативный процесс и прогресс в самопознании. Это очищение своего Пути от всего лишнего, от того что будет мешать концентрации, то есть причин из-за которых ум будет прерывать однонаправленность внимания, по причине обдумывания дел насущных, когда эго беспокоится по различным поводам – от чего его трудно успокоить и вернуть к концентрации. В общем убираются, сокращаются причины которые обычно включают словомешалку, запускают цепочку размышлений и пустых беспокойств. И когда наведён порядок в физической слое «зоны комфорта», созданы условия для систематической практики, поддерживается минимализм, и так же наведён порядок в голове (расставлены приоритеты) – возможна и полноценная медитативная концентрация.
https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/sm/sm224.gif  В классическом подходе (Вишуддхимагги) рассмотрены предписания (заповеди) для трёх категорий людей кто пытается практиковать в своих условиях – это миряне (люди живущие в социуме, в семье), ученики (неофиты, которые готовы, но практической устойчивости ещё нет), и монахи (те которые уже привыкли к минимализму в своей жизни и ничего другого уже в принципе не желают, и окончательно ушли от социальных ролей). Для мирян – это 5 заповедей;  не насилие (не убий), не укради, не лги, нет секса вне брака, и не приём опьяняющих напитков. Для ученика 10 заповедей, это первые 5 как у мирянина только намного строже и ещё 5 дополнительных к ним. Для монаха – 227 правил, то есть расписана вся его деятельность в монастыре (но от уровня практики и направления – правила эти корректируются).
   Так параллельно медитации, по ходу жизни человек занимается дисциплиной своего ума, - прерывая эгоистичные мысли размышлениями о скоротечности жизни и бездумной растрате времени, понимает что сделав себе один раз послабление в поведении – это потянет за собой остальные… Так же работали с чувствами – просто наблюдая как они появляются, как ум их рождает, но внимание к ним не позволяло запускать длинную цепочку мыслей, образов, желаний. И так это всё превращалось в постоянную практику Випассаны.
   Монахи ограничивались всем, рекомендовалось иметь для себя минимум вещей, так же умеренное питание которое не клонило бы в сон/лень после трапезы, главное чтобы хватало физическому телу, не более. Жить рекомендовалось в стороне от людей, если это было не возможным, то нужно было иметь комнату для медитации где можно было в любое время уединится. В идеале монах должен был себя окружить людьми с похожими мыслями и идеями как у него, но как минимум сократить общение с мирянами. Похожие люди удерживают на Пути, не дают уму причин выходить из под дисциплин, и напротив общение с мирянами заставляет ум пускаться во всякую болтовню, вникать в суету и беспокоится. Будда даже перечислил темы разговоров которых следует избегать, то есть пустой болтовни типа о политиках, передавать сплетни и т.д.
https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/sm/sm578.gif  Далее практикующий монах мог прийти к такой стадии, что понимал что многие вещи которые ранее не мешали или даже были полезны – теперь стали препятствием. И в классическом пути есть перечисления таких привязоностей которые могут мешать дальнейшему развитию индивидуума:
-  Это ПМЖ если оно своим содержанием доставляет хлопоты и т.д. то есть вы постоянно волнуетесь за своё место жительства.
-  Семья, если её благосостояние вызывает озабоченность, если вы постоянно заняты мыслями как заработать деньги.
-  Рост репутации, трата времени на общение с последователями. Занятость наставлением и обучением учеников.
-  Деятельность в социуме, занятость планированием на будущее, всякие подготовки для дел в социуме.
-  Вынужденные поездки, бродяжничество.
-  Постоянная занятость с близкими людьми, слишком большие траты времени на их нужды.
-  Лишняя возня с телом, то есть излишняя занятость своим видом и т.д.
-  Теоретическое обучение без практики.
-  Достижение сверхспособностей когда они увлекают больше чем медитация.
   Такие они последние внешние препятствия для монаха который углубился в практику… А для мирянина всё сводилось для своевременного уединения. Такие строгие рекомендации – не являются правилом, но практикующий должен их знать, ибо тогда в них можно изначально не впутываться чтобы потом не «бежать» от них. Аскетизм буквально – не поддерживался как норма, это скорее была вынужденное дело для некоторых, кода человек понимал что зависимости его ума сильнее его – тогда практика аскетизма (сознательное бомжевание) искореняла в нём эти глубокие страсти, лечение другой крайностью так сказать...

3

https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/sm/sm597.gif Для современного мирянина конечно всё немного иначе, ведь условия жизни другие и зависимости других порядков, так же есть практики которые могут помочь разгрузить от прошлого опыта который и порождает реакции и привязанности. Сначала всё сводится к относительному соблюдению вышеупомянутых «5 правил», но главное остаётся – это неверие, наблюдение за началом цепочки мышления которая начинается в уме, понимание что есть дела и мысли толкающие к поступкам – которые совсем не способствуют росту такой личности которая сможет развиваться и дальше.
• (Почему относительно? Так как буквально проблема не в самом деле, а в том что следует за этим в реале и в вашем уме. Ну к примеру, ложь лучше чем начать пояснять за столом блюдоманов почему вы не едите основу блюд и почему вы едите только фрукты, начать пояснять работу организма и вред/пользу тех или иных продуктов – глупо, лучше солгать и ни у кого не расшатаются нервы и Эго… Та же история может быть и в браке с изменой, буквально всё сводится к тому что ваш ум может мешать концентрации именно мыслями о дополнительных совокуплениях когда в принципе секс в наличии (обдумывания возможности изменить), а так же те беспокойства которые возникают после измен, то есть появления страхов разрушить свои какие-никакие основные отношения. И чем больше таких страхов, беспокойств – то какая может быть глубокая медитация при этом… так человек скорее похож на сосуд с дырочками, и сколько не старайся влить воды, она вытекает из разных дырочек… Главное уровень беспокойства который возникает после совершаемых действий, разумный человек до действия может предполагать что будет с его умом, но недалёкому уму лучше буквально следовать правилам и не вдумываться какой смысл влаживается в них. Например, мужчина может иметь долгие отношения с двумя женщинами и обоих их одинаково ценить, так как они дают разное, дополняя друг друг друга – общение нужного уровня, свою определённую энергию – и это всё не считать изменой, и развал одних отношений вскоре потянет развал вторых, так как он оставался тем мужчиной устраивающих обоих женщин только при такой ситуации, то есть получая творческую энергию с разных сторон. Но при этом случайные отношения – уже считать изменой и т.д. что портит его безупречное поведение, и предательством по отношению к женщинам которые с ним обмениваются энергией).
https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/sm/sm312.gif Так же на всё влияет пранаяма и систематические физические занятия – это укрепление личности, которая может себя держать в некоторых рамках для будущего прогресса. Далее наблюдение за собой и медитации – сделают своё дело… Из современных практик помогают в самом начале – Турбо-суслик, и потом можно аффирмации в голову вложить, так же Октава где вы работаете со своим образом безупречного человека, без слабостей и прямо двигающегося  к намеченной цели. Так постоянным самопамятованием на фоне медитации - можно в себе увидеть животные наклонности которые подаются как человеческие в нашем обществе, далее станут видны иллюзорные стороны вашей сущности – те стороны за счёт которых вас используют, то есть которые искусственно ценятся в обществе – всё это станет сначала отдельным от вас, а потом исчезнет, и безупречное движение станет без усилий с вашей стороны.

4

https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/hlam/d29.gif  КОНЦЕНТРАЦИЯ
   Практика однонаправленного внимания естественно имеет много стадий которые кратко можно описать, то есть то что происходит с самим внимание по ходу углубления его в объект концентрации. Так же рекомендовались различные объекты для медитации, которые должен был пройти ученик, ими оказывалось косвенное влияние на на слабости/привязанности человека, например если слишком привязан к своиму телу или интересы твои мирские – то медитация на трупе даст тебе понимание скоротечности времени и бренности всего (труп посмотреть в Индии легко, их ежечастно сжигают на берегу реки в одном месте). Но для современного человека сильно думать о выборе внешних предметов не стоит., уж слишком изменились наши представления, зависимости нашего Я, от того лучше думать о сердцевине практики.
https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/hlam/d179.gif  НАЧАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
   Вначале концентрация будет идти прерывисто, колебаться от углубления в объект до полного ухода в свои размышления с полной потери объекта медитации. Причины по которым будет отвлекаться внимание будут те с которыми человек пытается разобраться своим безупречным поведением, то есть интересы эго, но к этому добавятся новые проявления – лень, апатия, скепсис. Всё это конечно лечится только практикой, ведь это только капризы ума, который не хочет войти в рамки, сделать узконаправленную работу, он хочет оставаться «неконтролируемой обезьянкой».
   Далее  наступают моменты однонаправленности, объект часто привлекает внимание полноценно – вскоре это вызывает чувство блаженства, но всё носит случайный характер. При такой стадии, называемой «предварительная концентрация»- ещё ощущается тело, его сигналы регистрируются умом, так же слышны внешние шумы. Систематическая практика укореняет внимание, и проявляются чувство невозмутимости, счастья. Так же могут возникнуть неожиданные эффекты, например вспышка света – если объект медитации был выбран – дыхание или «стихия» (земля, огонь, воздух, или ограниченное пространство), цветные круги. Сами ведения буквально возникают из-за двух противоположных процессов – подход к полному растворению в объекте, то есть наступление Дхианы и такого процесса как Дхарана, где ум ещё стремится вырваться из под контроля – именно это вырывание и порождает ментальные образы, и чем ближе «напряжение перехода» (к Дхиане) - тем видения более вероятны. Видения могут быть у каждого свои, а точнее у кого-то могут быть ужасные, а у кого-то наоборот прекрасные (ну это как в христианстве, где интенсивная молитва вызывает образ искусителя Сатану, или Деву Марию, или самого Христа – то есть это нормальные глюки ума при интенсивной концентрации). Если кого стали посещать ужасные видения, стоит на время прекратить концентрацию, пранаяму и наоборот заняться противоположными делами – поесть еды потяжелее, заняться сексом, и спортом, погулять на свежем воздухе и поразмышлять о том, что может быть в вашей голове такого, что вызывает именно ужасные видения, типа вашего трупа или демонов – какие страхи можно зачистить? Через время стоит снова вернуться к практике концентрации, но сменив объект, он не должен быть из ранее перечисленных, а так же Аджна, Сушумна. И совсем другая проблема  это когда видения прекрасны и сопровождаются различными психическими экстазами, приятными ощущениями – при этом могут идти всякие «откровения», контакты с «ангелами или буддой» - тут проблема в том, что человек может переключить свою практику именно на поиск этих видений и чувств… Рекомендуется обратное действие – игнорировать, не заинтересовываться этим побочным эффектом и достигнуть намеченной цели – первой Дхианы, то есть удержаться от ухода в сторону с намеченного пути.

5

ДХИАНА 1-2
   При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте - наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием  — дхиана, полное поглощение, растворение. Ум внезапно как бы погружается в объект и остаётся в нём неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают. Нет ни восприятии через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела;  физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. Это те ментальные факторы, которые при их одновременном проявлении являются признаками состояния дхианы.
   Восторг на уровне первой стадии подобен впервые испытываемому удовольствию или волнению, когда получаешь давно желанный предмет. Блаженство — это обладание этим объектом. Восторг может ощущаться как мгновенная радость, вспыхивающая и в исчезающая, как волна, прокатывающаяся раз за разом, когда волосы поднимаются на теле;  как ощущение утраты телом своего веса или как погружение в водоворот счастья. А блаженство — это более смягченное состояние продолжительного экстаза. Однонаправленность — то свойство ума, которое сосредоточивает его в состоянии дхианы. Первая дхиана длится мгновение, но путём непрерывных усилий постепенно появляется способность удерживать это состояние в течение всё более и более длительных периодов. Пока вы не овладели дхьяной, она будет неустойчивой и легкоутрачиваемой. Полное же мастерство приходит тогда, когда медитирующий может достигать дхианы где угодно и когда угодно, сразу же и на период любой длительности, как только он этого пожелает.
   Дальнейшее повышение интенсивности однонаправленности после овладения первой стадией дхианы. требует исключения как начального, так и повторного возвращения внимания к объекту медитации. После выхода из дхианы эти процессы, затрагивающие внимание, кажутся грубыми в сравнении с более тонкими факторами дхианы. Точно так же, как были преодолены препятствия предварительного уровня, и так же как были успокоены мысли при достижении первой стадии дхианы, начальное и повторное обращение внимания к основному объекту медитации оставляется на пороге второй стадии дхианы. Чтобы выйти за пределы этих видов внимания, медитирующий входит в первую стадию, путём фокусирования внимания на основном объекте медитации. Но затем он освобождает свой ум от всех мыслей об этом объекте и обращает ум к восторгу, блаженству и однонаправленности. Этот уровень растворения более тонок и устойчив, чем первый. Теперь ум медитирующего полностью свободен от всех дискурсивных мыслей, включая тонкие мысли о главном объекте медитации. Остается только отраженный образ этого объекта, как фокус однонаправленности.

6

ДХИАНА 3
   Далее, после выхода за пределы второй дхианы, человек видит, что восторг — это лишь форма возбуждения, — что он грубее, чем блаженство и однонаправленность. Тогда, вновь созерцая основной объект медитации, медитирующий сначала оставляет мысли об объекте, а потом и о восторге;  так он достигает третьего уровня дхианы. На этом уровне растворения присутствует невозмутимость даже по отношению к высочайшему восторгу. Такая уравновешенность появляется по мере постепенного исчезновения восторга. Эта дхиана очень тонка, и без такой вновь возникшей невозмутимости ум был бы отброшен назад к восторгу. Если он остаётся на этом третьем уровне, то чрезвычайно приятное чувство блаженства переполняет медитирующего, а затем растекается по его телу. Благодаря тому, что на этом уровне блаженство сопровождается невозмутимостью, ум медитирующего направлен на одно — только на эти тонкие аспекты дхианы — и не скатывается обратно к грубому восторгу. Овладевая этим медитирующий может двигаться дальше, если убеждается, что блаженство всё же более беспокойно, чем однонаправленность и невозмутимость.
ДХИАНА 4
   Чтобы проникнуть ещё глубже, медитирующий должен оставить все формы умственного удовольствия. Он должен отказаться от всех тех ментальных состояний, которые могут воспрепятствовать более полному спокойствию, даже от блаженства и от восторга. С полным прекращением блаженства однонаправленность и невозмутимость набирают полную силу. В четвертой дхиане чувство телесного удовольствия полностью оставляется;  чувство же физической боли исчезло ещё в первой дхиане. Нет ни одного ощущения, ни одной мысли. В этом чрезвычайно тонком состоянии ум медитирующего однонаправлен, невозмутим и пребывает в покое. По мере того, как его ум становится всё более и более спокойным на каждом уровне растворения, дыхание медитирующего также успокаивается. На этом четвертом уровне дыхание медитирующего настолько спокойно, что он не может ощутить ни одного движения. Ему кажется, что его дыхание полностью прекратилось.
БЕСФОРМЕННАЯ ДХИАНА
   Следующий шаг в концентрации, являющийся кульминацией четырех предыдущих дхиан. Первые четыре дхьяны достигались концентрацией на материальной форме или на некоторой концепции, полученной из предыдущей концентрации. Но медитирующий достигает бесформенных состояний путём выхода за пределы восприятия всякой формы. До вхождения в первые четыре дхьяны медитирующий должен был опустошать свой ум от ментальных факторов. Для вхождения в каждую из последующих бесформенных дхиан медитирующий один за другим замещает объекты концентрации на более тонкие. Во всех бесформенных дхианах присутствуют ментальные факторы однонаправленности и уравновешенности, но на каждом новом уровне эти факторы становятся всё более утончёнными. Так концентрация приобретает ненарушимость. Ничто не может вывести медитирующего из неё, но он сам через определенный, им самим установленный промежуток времени, выходит из неё, возвращаясь в то же состояние, в котором он был перед вхождением в неё.

7

ДХИАНА 5-8
   Медитирующий достигает пятой дхианы, являющейся первой из бесформенных дхиан. Сначала он входит в дхиану-4 через один из объектов для медитации (кашина), а затем умственно расширив размеры «кашина» до максимально возможных пределов, он переводит своё внимание с окрашенной «кашина» на занимаемое ею пространство. С этим бесконечным пространством как объектом созерцания;  и с полной невозмутимостью и однонаправленностью ум медитирующего теперь пребывает в сфере, где исчезли всякие восприятия формы. Его ум настолько утвердился на этом высоком уровне сознания, что ничто не может потревожить его. И все же едва заметные следы чувств ещё существуют в этой пятой дхиане, хотя они и игнорируются. Стоит обратить на них внимание, как состояние растворенности нарушается.
   Сразу же после овладения пятой - медитирующий проникает ещё глубже путём достижения сначала осознания бесконечного пространства, а затем переключением своего внимания на это бесконечное осознание. На этом этапе пути оставляется мысль о бесконечном пространстве и остается беспредметное бесконечное осознание — что является признаком шестой дхианы. Овладевая ею, медитирующий переходит к седьмой, путём входа в шестую дхиану и перенесением затем своего внимания на то, что и бесконечное осознание не существует. Таким образом седьмая дхиана — это растворение в «ничто», или в пустоте. Ум медитирующего при этом берёт в качестве объекта своего осознания отсутствие каких-либо объектов. Овладев седьмой дхианой, медитирующий может найти, что какое-либо присутствие восприятия всё же является помехой и что отсутствие всякого восприятия будет более возвышенным. Определив так свою задачу, медитирующий достигает восьмой дхианы, предварительно войдя в седьмую. Затем он переключает своё внимание на аспект умиротворенности и уходит от восприятия пустоты. Утонченность такого перехода обусловливается тем, что при достижении этой умиротворенности не должно быть ни намека на желание, ни ухода от восприятия «ничто». Уделяя внимание умиротворенности, медитирующий достигает сверхтонкого состояния, где существуют только остаточные ментальные процессы. Здесь вообще нет грубого восприятия — это состояние «не-восприятия». Но здесь есть некое сверхтонкое восприятие, так сказать «не не-восприятие», поэтому-то восьмая дхиана и называется сферой «ни восприятия, ни не-восприятия». Нет никаких ментальных состояний, только их остатки, которые тоже почти отсутствуют. Это — приближение к конечным пределам восприятия. С телом происходит подобное тому, что и с умом — по мере продвижения через бесформенные дхианы - обмен веществ в теле медитирующего всё более замедляется…
   Каждая из дхиан покоится на предыдущей, и войдя в какую-либо из них, ум медитирующего устремляется вверх, проходя один за другим уровни дхиан путём исключения грубых элементов в каждой из них. По ходу практики это пересечение уровней становится почти мгновенным, и ум остаётся на каждом из них по несколько секунд. По мере исключения более грубых ментальных факторов - концентрация усиливается. Степень грубости объекта медитации ограничивает глубину дхианы, которую с помощью этого объекта может достичь медитирующий. Чем проще объект, тем глубже дхиана.

8

«Вишуддхимагга» (изложенный «классический путь») считает, что овладение дхианами и ознакомление с состояниями высшего блаженства имеет второстепенное значение по сравнению с «постижением мудрости». Овладение дхианами является частью полного курса тренировки, и преимущество этого овладения для медитирующего заключается в том, что ум делается послушным и легко управляемым, что ускоряет тренировку в постижении мудрости. В текстах о более глубокие дхианы - иногда называются «играми в концентрацию», играми хорошо подготовленных и опытных людей. Но трудность тренировки заключается не в дхьянах. Трудным является путь, который начинается с полноты внимания (сатипаттхана), проходит через проникновение в суть (випассана) и заканчивается в Нирване.

https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/hlam/c52.jpg  ПОЛНОТА ВНИМАНИЯ
   Первая стадия, полнота внимания влечёт за собой прорыв через стереотипы восприятия. У нас есть естественная склонность приспосабливаться к окружающему нас миру, стремление сделать его привычным. К тому же мы подменяем свежее свидетельство наших чувств абстрактными названиями или предрассудками. При полноте внимания медитирующий методически сталкивается лицом к лицу с неприкрытыми фактами переживаемой им реальности, глядя на каждое событие так, словно оно происходит впервые. Это достигается путём непрерывного уделения внимания первой фазе восприятия, когда его ум скорее просто воспринимает, чем реагирует.
   Медитирующий ограничивает своё внимание простым наблюдением за мыслями и чувствами. Он видит их, когда они возникают в каком-либо из его пяти органов чувств или в уме. Но наблюдая за своими чувственными впечатлениями, медитирующий воздерживается от реагирования на них просто регистрируя всё, что он наблюдает. Если какое-либо последующее суждение, оценка или образ возникает в его уме, то они сами становятся тем фокусом, к которому приковывается его внимание. Они не отвергаются и не принимаются, но после того, как были отмечены, просто отпускаются. Сущность полноты внимания состоит в ясном и честном осознании того, что действительно происходит с нами и в нас в каждый последующий момент восприятия.
   Если медитирующий ранее развил в себе некоторую силу концентрации, то она поможет ему и в развитии полноты внимания. В приобретении этой новой привычки «просто воспринимать» важную помощь оказывает однонаправленность. Лучшим уровнем дхианы для практики полноты внимания является самый низкий. то есть «предварительный». Дело в том, что полнота внимания приложима к обыденному, нормальному сознанию, а начиная с первого уровня дхианы процессы обыденного сознания прекращаются. А более низкий уровень чем предварительный - может легко заполниться блуждающими рассеянными мыслями, и в практике полноты внимания будут наблюдаться сбои. А на предварительном уровне есть необходимый баланс — восприятие и мысль сохраняют свою обычную форму, но концентрация достаточно сильна для того, чтобы удерживать сознание медитирующего от непрерывного комментирования этих форм. Моменты входа или выхода из дхианы особенно удобны для практики постижения. В такие моменты процессы, происходящие в уме, становятся прозрачными и более доступными для внимания медитирующего.
https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/mini/uz/star13.gif  Лучше всего, чтобы культивированию полноты внимания предшествовала практика дхиан. Конечно существует метод называемый «простое понимание», в котором человек начинает с практики полноты внимания без предшествующих достижений в концентрации. В «простом понимании» концентрация усиливается через саму практику полноты внимания. Где на первых стадиях такого внимания в уме медитирующего - моменты полноты внимания перемежаются появлением блуждающих мыслей. Иногда медитирующий замечает это блуждание, иногда нет. Но постепенно, по мере «вылавливания» беспорядочных мыслей, мгновенная концентрация усиливается. Блуждающие мысли утихают сразу после того, как они были замечены, и медитирующий снова возвращается к полноте внимания. В конце концов достигается стадия, когда ум перестает зависеть от блуждающих мыслей. Когда медитирующий становится способным замечать каждое движение ума без перерывов, это превращается в «предварительную» стадию дхианы.

9

ВИДЫ ПОЛНОТЫ ВНИМАНИЯ
   Есть четыре вида полноты внимания, разные по своей функции, но одинаковы по фокусу сосредоточения. Полнота внимания может фокусироваться на теле, чувствах, уме или мыслях. Любой из этих объектов служит фиксированной точкой, помогающей раскрепостить внимание в потоке сознания.
   При внимании к телу медитирующий отмечает каждое мгновение своей физической деятельности, позу, движение частей тела. Медитирующий отмечает движение тела и его положение, чем бы он ни занимался. Он не придаёт значения своим действиям, но фокусируется на самих по себе движениях тела.
   При полноте внимания к чувствам медитирующий фокусируется на внутренних ощущениях, независимо от того, приятны они или неприятны. Он просто отмечает свои внутренние чувства по мере того, как они проходят перед вниманием. Некоторые чувства являются первой реакцией на сообщения органов чувств, другие являются физическими ощущениями, сопровождающими физиологические состояния, третьи — побочными продуктами биологических процессов. Каков бы ни был источник чувства, оно регистрируется само по себе.
   При полноте внимания к ментальным состояниям медитирующий фокусируется на каждом из них по мере того, как они возникают в его сознании. Какое бы настроение, образ мыслей или психологическое состояние ни проявлялось, он просто регистрирует его как таковое. Если, например, у медитирующего возникает раздражение от беспокоящего шума, то он просто отмечает в этот момент:  «раздражение».
   Четвертая техника, полнота внимания к мыслям и мыслеобразам является, в сущности, аналогичной вышеописанной, за исключением того уровня, на котором наблюдается работа ума. Вместо того, чтобы отмечать качество ментальных состояний по мере их возникновения, медитирующий отмечает объекты внимания, которые и порождают эти ментальные состояния — например «беспокоящий шум». Как только возникает мысль, медитирующий отмечает её в терминах детальной схемы, разработанной для классификации содержания ума. Самая широкая из категорий этой схемы разделяет все мысли на способствующие просветлению и на мешающие ему.
https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/sm/sm496.gif  Любая из этих техник полноты внимания прерывается иллюзиями причинно-следственной связи и благоразумия, которые питают нашу ментальную жизнь. А при полноте внимания медитирующий начинает видеть те частицы, элементы своего ума, из которых строится для него картина реальности. Эти наблюдений приводят к ряду открытий, касающихся природы ума. С приходом этих открытий полнота внимания созревает до уровня постижения, инсайта (випассана). Практика постижения начинается с того момента, когда полнота внимания может существовать сама по себе. В практике медитации постижения (випассана медитации) сознание фиксируется на выбранном объекте таким образом, что созерцающий ум и объект созерцания появляются вместе в неразрывной последовательности. Этот момент знаменует собой начало цепочки инсайтов — постижений ума, познающего самого себя, — заканчивающихся состоянием Нирваны.
   Первым пониманием в постижении является то, что созерцаемые явления отличны от ума, их созерцающего. Заложенная в уме способность, посредством которой он наблюдает за происходящими в нём процессами, отлична от тех процессов, которые он наблюдает. Медитирующий познаёт, что сознание отличается от объекта, который оно отражает и осознаёт, но это не звание на уровне слов. Вернее медитирующий познаёт это и каждое последующее понимание в непосредственном опыте. Продолжая практику, медитирующий, после постижения различной природы сознания и объекта сознания, может приобрести ясное понимание того, что дуалистические процессы отражения объектов в сознании лишены собственной сущности. Он видит, что они возникают как следствие обусловливающих их причин, а не как руководимые неким индивидуальным началом. Каждое мгновение осознания протекает согласно своей собственной природе. Так, для медитирующего становится ясным, что нигде в уме нельзя найти никакой постоянной сущности. Это является прямым переживанием буддийской доктрины «не-я», согласно которой никакие явления не имеют в себе души, это относится и к человеческому «Я». Медитирующий видит свою прошлую и будущую жизнь как всего лишь обусловленный процесс причин и следствий. Он больше не сомневается в том, существует ли «Я» в действительности; он знает, что «я есть» — это иллюзия.
https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/sm/sm596.gif Продолжая практику постижения, медитирующий обнаруживает, что его наблюдающий ум и объекты наблюдения появляются и исчезают с такой быстротой, что это выше его понимания. Он видит всё поле своего сознания как непрерывный поток. Медитирующий понимает, что его картина реальности возобновляется каждое мгновение, и так продолжается без конца. С пониманием этого он приходит к постижению истинности непостоянства в глубинах своей души. Обнаружив, что все явления появляются и исчезают каждое мгновение, медитирующий перестает смотреть на них как на нечто заслуживающее доверия или приятное. Приходит освобождение от иллюзий:  то, что постоянно изменяется, не может быть основой сколь-нибудь длительного удовлетворения. Когда медитирующий познаёт, что его собственная сущность лишена "Я" и постоянно изменяется, он входит в состояние отрешенности от мира своих переживаний. С позиций такой отрешенности непостоянные и безличные качества его сознания приводят ко взгляду на ум как на источник страданий.

10

ПСЕВДОНИРВАНА
https://cloclo21.datacloudmail.ru/view/IZO/mini/uz/star12.gif  Дальше медитирующий продвигается без каких-либо размышлений. После последних открытий он начинает ясно видеть начало и конец каждого последовательного момента сознания. Вместе с такой ясностью восприятия могут прийти:  видение сверкающего света или светящихся форм; чувство восторга, вызывающее мурашки на коже, дрожь во всём теле, ощущение невесомости и другие атрибуты восторженного состояния;  спокойствие в уме и теле, делающее их лёгкими, пластичными и послушными;  чувство преклонения перед учителем медитации. Буддой, и веры в его учение, включая и сам метод постижения, сопровождаемые радостным доверием к действенности медитации и желанием советовать знакомым практиковать её;  усердие в медитации, сопровождаемое ровной энергией, не слишком слабой и не слишком напряженной;  возвышенное счастье, переполняющее тело медитирующего;  необычайное блаженство, кажущееся нескончаемым и побуждающее его рассказывать о своём исключительном переживании;  быстрое и ясное восприятие каждого мгновения сознания:  точное, сильное и ясное, делающее природу непостоянства и отсутствия удовлетворенности сразу же понятной;  полнота внимания особенной силы: медитирующий без всякого усилия видит каждый момент осознавания;  полнота внимания приобретает свою собственную движущую силу;  невозмутимость по отношению к происходящему в сознании;  независимо от того, что входит в ум медитирующего, он сохраняет отрешенную нейтральность;  тонкая привязанность к видениям света и к другим описанным выше факторам, и удовольствие от их созерцания. Медитирующий часто воодушевляется появлением этих десяти признаков, думая что он достиг просветления и завершил цель медитации. Даже, если он не думает так, он может приостановиться, чтобы насладиться ими, поэтому это ещё называется – «10 отклонений в постижении». Это псевдонирвана. Но, в конце концов медитирующий понимает  сам, либо с помощью совета учителя, что эти переживания — лишь веха на пути, а не конечный пункт назначения. Тогда он переводит луч своего постижения на них и на свою привязанность к ним.


Вы здесь » ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ » ОСОЗНАННОСТЬ » (1.обзор) ПРЯМОГО ПУТИ ¤k¤