У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ » ОСОЗНАННОСТЬ » ВИПАССАНА ¤c¤


ВИПАССАНА ¤c¤

Сообщений 21 страница 25 из 25

21

http://drive.google.com/uc?&id=0B1OY37HK6DPZdEFYSW5Lb09PMGM День 6.  Трудности позы
   Несмотря на успехи предыдущего дня, мой подсознательный ум опять начал показывать мне картинки, не желая сконцентрироваться на задании. Снова начался поток видеороликов, снова кто-то говорил моим голосом, правда, разговоры были уже на тему медитации.
Теперь-то я знаю, в чем причина: нельзя было менять позу медитации. Нужно сидеть именно в самой неудобной и строгой позе, с согнутыми коленками, поджатыми ступнями и прямой спиной. Стоит чуть-чуть ослабить коленки, отвести ступни – как теряется концентрация. Возможно, причина в изменении кровоснабжения головы, а может – причина в загадочных потоках энергии и чакрах. Я не задумывался об этом тогда, а просто весь день пытался решить проблему, чтобы успешно выполнять задание
   Постепенно стал ловить себя на том, что с неким удивлением и по-новому ощущаю давно привычные вещи. Например, раньше я просто замечал два состояния:  нога стоит на земле или нога не стоит на земле. А теперь, словно камеру обскура заменили на новейший зеркальный фотоаппарат. Я ощущал каждую шершавинку бетонной поверхности. Чувствовал, как тепло проникает в кожу от нагретой солнцем дорожки. Каждым волоском на ноге колыхался вместе с дуновением ветра. Какой это кайф – просто ходить босиком!
http://drive.google.com/uc?&id=0B1OY37HK6DPZdEFYSW5Lb09PMGM День 7.  Вселенская усталость
   Потихоньку, как и в прошлый раз, поток сознания замедлился, а концентрация увеличилась. Но, как говориться, «покой нам только снится!» Возникла новая проблема: на меня вдруг навалилась какая-то вселенская усталость. Ощущение было такое же, как когда я не спал двое суток подряд. Я изо-всех сил старался не заснуть. Я отчаянно «клевал носом», и настойчиво искал способ сохранить ясность сознания. Вот что я перепробовал: я пытался напрягать мышцы, усиленно и глубоко дышать и даже вставал, чтобы пройтись. Не скажу, что это решило проблему, но, по крайней мере, я не заснул.
   Уже потом выяснилось, что не только у меня были такие трудности. Некоторые студенты, по их словам, просто вырубались и падали. Кто-то, говорят, даже храпел!
   К вопросу о религии. Действительно, нигде во всем центре я не заметил ни одной статуи, ни одной иконы или фотографии духовных лидеров. Ни разу я не видел никаких ритуалов или молитв. Похоже, они на самом деле безразличны к религии. И им на все равно, к какому вероучению относят себя их студенты. Эта практика настолько… практична (извините за тавтологию), что ее могут использовать люди любой веры.
http://drive.google.com/uc?&id=0B1OY37HK6DPZdEFYSW5Lb09PMGM День 8.  Ускоряем сканирование
   Продолжал борьбу со сном. В ночь перед этим специально лег пораньше и выспался, но «вселенская усталость» никак не проходила. Лишь после обеда я заметил, что стало легче концентрироваться. Учителя считают, что это таким образом из нас вышли загрязнения ума. Я же не исключаю и другое прозаическое объяснение. Просто я вновь перешел к строгой позе для медитации, вновь усилились болевые ощущения, которые вернули ясность сознания . После этого задание выполнять стало проще.
   Также я изменил методику сканирования тела. Изначально я выбрал слишком маленькое «окно» для сканирования – примерно 4х4 см. В итоге, у меня уходил час, чтобы один раз просканировать тело! Теперь же я выбрал размер побольше: примерно с пол-ладони. При этом сканирование стало занимать 10-15 минут. Кроме того, увеличилась чувствительность, и ощущений стало значительно больше, даже там, где кожа не соприкасалась с одеждой, и не было движения воздуха.
   Заметил, что очень хочу почувствовать поток энергии через тело, о котором говорили на лекции. Желание ощущалось как некое напряжение в голове и слегка учащенное сердцебиение. Заметив свое желание, я усмехнулся  Пока что я ощущал только самые сильные ощущения, вроде боли или движения воздуха около кожи, и не мог заметить самые тончайшие ощущения вибрации.
https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/88883.gifhttps://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/47739.gif

22

http://drive.google.com/uc?&id=0B1OY37HK6DPZdEFYSW5Lb09PMGM День 9.  Уверенность в практике
   Честно старался не шевелиться, и сидеть как можно дольше. Старался наблюдать как за болевыми ощущениями, так и улавливать самые тонкие ощущения в теле. Я обнаружил, что если наблюдать за болью, то из большого болевого пятна она превращается в слабые маленькие искорки боли, которые возникают и исчезают. А если пристально наблюдать за ними, то болевые ощущения совсем пропадают в этой области. Жаль, что не получается одновременно наблюдать за всеми очагами боли таким образом .
   В этот день, после завтрака, Учитель объяснил мне про поток энергии. Дал разные полезные советы, как можно почувствовать поток. Сказал, что ощущения потока – могут показаться приятными. Но это просто один из этапов, и не нужно на нем останавливаться. В конце концов, это всего лишь ощущения, которые начинаются, длятся некоторое время и всегда заканчиваются!
   К концу дня я так увлекся сканированием и наблюдением за ощущениями, что мой ум практически остановился и больше не отвлекал. Мне казалось, я могу бесконечно выполнять эту практику. Хотя на самом деле, уже через 40 минут сидения, болевых ощущений становилось так много, что другие, более слабые ощущения, чувствовались с трудом. Поэтому приходилось на время давать отдых ногам. При этом я не вставал и не открывал глаз, а продолжал заниматься медитацией. К вечеру мне было уже все равно, почувствую я поток энергии в эти дни, или нет. Я обрел уверенность в своей практике – это главное!
   В последние дни курса многое в жизни стало видеться мне по-другому. Я понял, что вечно куда-то бегу. Хочу чего-то, чего у меня нет. Жалею о чем-то, что не получилось. Я обнаружил, что есть люди, которые дороги и важны мне на самом деле. Я совершил великое открытие, и с иронией вспомнил, что оно давно всем известно:  «нужно жить сегодняшним днем, нужно каждый поступок совершать правильно, как-будто он последний в жизни». И все же, согласитесь, знать и понимать – это две большие разницы.
http://drive.google.com/uc?&id=0B1OY37HK6DPZdEFYSW5Lb09PMGM День 10.  День переговоров
   Сегодня на утренней медитации старался изо всех сил, понимая, что это крайняя возможность для серьёзной практики. Причина проста: после утренней медитации, нам торжественно объявили, что период молчания закончился, и мы можем общаться, но только за пределами медитационного зала.
Когда мы вышли из зала, и направились к столовой, я поймал себя на том, что не хочу говорить. Однако долго сохранять молчание мне не удалось: вскоре ко мне не обратились с каким-то вопросом, я ответил… и понеслось. Мы все начали знакомиться, обсуждать практику и ее результаты.
   Люди все оказались совершенно разными, из разных культур, разных взглядов, разных возрастов. Но после 10 дней совместного молчания нам казалось, что мы отлично понимаем друг друга .
   После завтрака наступила неожиданная пауза до 14 часов дня, и я совершенно не знал, чем ее заполнить. Оставалось только одно – общаться с другими студентами. Мы поговорили о всяком и обменялись e-mail. Когда мы вернулись в медитационный зал, я понял слова Гоенки о том, что медитация и разговоры – несовместимы. Вместо выполнения задания ум начал прокручивать все разговоры, в которых я успел поучаствовать. Он дотошно вспоминал все фразы и давал оценки, а я никак не мог вернуть его в русло медитации. Только когда исчерпались все диалоги, успел немного помедитировать.
   Не помню, в этот ли день, или в предыдущий, я обнаружил интересный факт. Оказалось, что в теле возникают не только внешние ощущения. Такие эмоции как радость, злость, зависть, счастье и пр. – также отражаются, как ощущения в теле! Просто нужно развить достаточную чувствительность, чтобы почувствовать, где в твоем теле ощущается, например, злость. Помню, кто-то кашлянул во время медитации, и у меня на пол-секунды возникла злость на него: «что это он кашляет, нарушает тишину!» Тут же я заметил давящее ощущение в горле и жар «как-бы внутри головы», соответствующие этой эмоции. Я понял, что если сохранять осознанность, и замечать свои эмоции, равно как и все прочие ощущения – то эмоции теряют свою разрушительную силу.
   Некоторые люди, общаясь со мной, иногда высказываются в том смысле, что если контролировать свои эмоции, то превратишься в робота, в бессердечную машину. Между тем, говорят они, эмоции – это краски, которые придают красоту нашей жизни. Лучше жить полной жизнью, не сдерживая своих эмоций, заключают они. Мне абсолютно нечего на это возразить! Я раньше пытался контролировать свои эмоции, и понял, что это бессмысленное и тупиковое занятие. Однако я полагаю, каждый вспомнит множество случаев из своей жизни, когда он испытывал эмоции, которые привели к ошибочным действиям, за которые теперь стыдно. Более того, если предложить таким людям шанс вернуться в прошлое, чтобы по-другому повести себя в ключевых ситуациях, то многие из оппонентов с удовольствием бы им воспользовались. Из этого можно сделать вывод, что не все эмоции одинаково «хороши» - есть полезные эмоции и есть вредные, которые мешают нам поступать правильно. Как избавиться от «плохих» эмоций? Как научиться даже в сложных ситуациях поступать «правильно», чтобы не жалеть потом?
В этом может помочь випассана. Эмоции никуда не исчезнут, как не исчезла боль у меня в ногах. Просто у Вас появится шанс, может быть – всего несколько секунд, чтобы взглянуть на ситуацию с другой стороны. Этого более чем достаточно, чтобы сделать правильный выбор.
http://drive.google.com/uc?&id=0B1OY37HK6DPZdEFYSW5Lb09PMGM День 11.  Отъезд
   Утром, вместо привычной медитации, нам показали последнюю лекцию курса, где дали советы, как медитировать в обычной жизни. Затем, все собрались в медитационном зале на крайнюю медитацию. Помимо обычной медитации, в конце провели медитацию метта.  Это что-то вроде доброго пожелания всему миру. Не стану врать: я так и не смог почувствовать доброту в себе. Думаю, потому, что во мне наблюдалось слишком много болевых ощущений . Однако, доброту, идущую от других, трудно было не заметить. Это было как легкое ощущение тепла в области сердца.
   После этого был завтрак и сборы. Кто-то из тайских студентов уже уехал своим ходом.  Коротко попрощавшись с остающимися, мы поехали в Бангкок.
https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/47739.gif

23

:writing: Важные ответы которые надо знать тем кто практикует сам:
https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/81418.png ОТВЕТЫ:
https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/26806.gif ВОПРОС:    Почему надо перемещать внимание от головы к ногам? Даже когда внимание не подвижно – то я способен и так чувствовать что происходит то здесь то там. Зачем тогда нужно перемещение внимания? Ведь випассана – это процесс без выбора, где я не вмешиваюсь, а лишь только наблюдаю. Зачем тогда я должен делать усилия – смещать внимание?
:writing: ОТВЕТ:    Для перемещения внимания есть свои причины. Если вы не будете перемещать внимания, то когда почувствуются интенсивные ощущения – ваше внимание перенесётся туда. Внезапно новое ощущение проявится в другом месте, и ваше внимание снова переместится туда. Там внимание будет прыгать от одной зоны к другой, реагируя только на грубые и сильные ощущения, то есть очень поверхностные. А значит вместе с этим будет пропущено много частей тела, вы всегда их будете пропускать, и пропустите более тонкие ощущения в теле. Ваше внимание останется только заточенным под грубые ощущения. Способность ума испытывать тонкие ощущения – не будет развиваться в процессе наблюдения. Поэтому очень важно перемещать внимание по телу, бывать умом на каждом участке тела.
   С каждым днём вы должны продвигаться, углубляться. И должен наступить момент когда ум должен ощущать сигналы везде, во всём теле. В каждую секунду в каждом участке тела есть своё ощущение – потому надо развивать остроту ума для того чтобы суметь это воспринимать. Для этого и необходимо перемещения внимания.

https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/26806.gif ВОПРОС:    Почему нужен именно этот порядок перемещения внимания?
:writing: ОТВЕТ:    Указанный порядок перемещения - необязателен. Если вам неудобен рекомендуемый порядок, то используйте тот который вам больше подходит. Главное его придерживаться, то есть выбрав более удобный порядок – начните его строго придерживаться. Иначе вы скоро будете пропускать некоторые участки тела, а это плохо.
https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/26806.gif ВОПРОС:    Когда я перемещаю внимание в определенном порядке, и дохожу до какого-то участка, то вдруг возникает интенсивное ощущение в той области которую я уже прошёл. Или наоборот, возникает сильное ощущение там до которой я ещё не дошёл. Нужно ли мне перепрыгивать вниманием туда?
:writing: ОТВЕТ:    Нет, этого делать не надо. Иначе ум опять начнёт тренироваться только на перепрыгивании от одного сильного ощущения к другому интенсивному, от одной части тела к другой, непоследовательно. И получится та же проблема, что озвучена выше, а это важно в випассане. Из-за этого многие люди на протяжении нескольких лет только и наблюдают эти грубые ощущения, то есть они не могут достигнуть стадии когда можно чувствовать все виды ощущений. Всё физическое тело – это волны, вибрации, всё есть тонкие волны и вибрации – так говорят и учённые так говорил и Будда. Потому мы должны это пережить, а для этого мы должны перемещаться в определённом порядке желая прочувствовать всё.
   Допустим, появились интенсивные ощущения в ногах, а вы двигаетесь к голове. Частично ваш ум всё равно их будет прослеживать, но всё же надо продолжать двигаться по плану – к голове. И при следующем проходе, когда уже дойдете до этого участка, если там ещё остались эти ощущения – надо понаблюдать за ними.

https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/26806.gif ВОПРОС:    Сколько минут надо для того чтобы пройти вниманием от головы к ногам?
:writing: ОТВЕТ:    Время тут не фиксировано. На этой стадии не следует слишком ускорять движение, так чтоб за время одного вдоха пройти всё тело. Так вы многое пропустите. Но следует двигаться и слишком медленно, из-за того что останавливаетесь на слишком малых участках. Это займёт слишком много времени и ум заскучает и работоспособность внимания начнёт падать. В общем ,примерно 10 минут на один проход достаточно (то есть, от головы к ногам занимает где-то 10 минут, или немного дольше).

24

https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/81418.png ОТВЕТЫ:
https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/26806.gif ВОПРОС:    Какого размера должен быть обхватываемый вниманием участок?
:writing: ОТВЕТ:    В начале когда вы только начали работать, это 5-7 см. Но ум бывает в разных состояниях, то он острый при работе, а бывает наоборот вял. И если он вял, и не способен в этот раз улавливать более тонкие ощущения, а может работать только с грубыми – тогда надо брать более большие участки тела для внимания, типа всю голову, всё лицо, всю грудь, весь живот сразу – и двигайтесь по телу обхватывая такие участки.
https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/26806.gif ВОПРОС:    Нужно ли чувствовать ощущения лишь на поверхности тела или  внутри тоже необходимо?
:writing: ОТВЕТ:    В начале, когда вы начали работать с этой техникой (слежением за ощущениями тела), то сначала лучше работать только на поверхности тела. И с течением 10 дней многие уже способны проникать вниманием глубоко во внутрь и испытывать ощущения везде, как снаружи так и внутри. Но сначала ум должен стать достаточно сильным, заострить своё внимание, чтобы мочь ощущать реальность на поверхностном уровне. Естественно бывает что почти сразу кто-то ощущает и внутренние сигналы, в таком случае пусть тогда будут и они, раз уж всё произошло естественно. Но по началу вы сознательно должны быть внимательны к сигналам не глубоким, ибо надо поначалу разобраться в том что есть сами ощущения. Так как если вы не достаточно понимаете что такое ощущение которое надо отслеживать, то вы будете искать и ожидать что-то конкретное,
https://forumstatic.ru/files/0000/1a/4c/26806.gif ВОПРОС:    Какие должны быть ощущения в теле, те которые мы должны отслеживать?
:writing: ОТВЕТ:    Ощущение – это всё что вы испытываете на физическом телесном уровне. Это и жар, и потение, и дрожь, зуд, пульсация, вибрация, тяжесть, онемение – всё это должно привлечь ваше внимание. Но часто практикующие продолжают искать что-то конкретное, и жалуются что они не чувствуют никаких ощущений, что нет в них ничего что они бы могли отслеживать. Обычно проверяющий спрашивает практикующего «ощущаешь ли ты что-то?», и если ответ «нет, ничего», то задаётся второй вопрос «можешь ли ты сидеть 1 час не меняя позы?» и ответ обычно – «нет, приходится её много раз менять, так как становилось больно». Но боль – это самое интенсивное ощущение тела! Но из-за ожидания ощущений типа блаженства или экстаза – человек игнорирует боль. Это происходит по той причине, что приехав практиковать випассану, человек мечтает заниматься медитацией, так как он себе это представляет – входить в приятные ощущения и прибывать в них. Боль автоматически не рассматривается при практике, ибо она есть так каждый день в обычной жизни.
   Такое происходит и при начальной стадии – апанасане, когда человек говорит что он ни чего не ощущает в области носа, но при этом чешет нос от зуда. Он опять таки ожидает свои конкретные ощущения, какие-то нестандартные для своего внимания. Некоторые говорят что они имеют всё – боль, давление, потение в теле, неудобства, но ощущений для внимания так и нет. Просто они сами разделили для себя, что есть ощущения а что этим не является. «Реальность такая какая есть – это и надо наблюдать», а не ожидать чего-то особенного, то есть вмешиваться в неё (разделяя и выбирая). Так что вообще все ощущения в теле, слабые или сильные – это всё ощущения, и их надо лишь наблюдать.
   Перемещаясь от головы к ногам, вы иногда можете не уловить ощущения, для вас там нет их, о это лишь грубость ума который не может уловить ощущения из конкретной части тела. Ощущения есть всегда и везде в теле. Если нет ощущений, то надо наблюдать это спокойно, остановитесь в этой части и наблюдайте, уравновешенно. Под уравновешенностью ума имеется ввиду спокойное медитативное реагирование на участок тела без ощущений. Неуравновешенность в этом случае будет такой – вы проходите тело раз за разом, но например у ног нет ощущений, и вы начинаете внушать «хочу почувствовать ощущения!», но это уже попытка вмешательства, и если ответа не последует в ощущениях – начнётся раздражение. А такой ум становится поверхностным, способным только на грубое восприятие. Но даже в части тела где не появляются ощущения – они могут там появится, достаточно почувствовать прикосновение одежды к коже, это тоже ощущение, хотя и очень поверхностные. Если нет одежды там, то можно почувствовать прикосновение воздуха. Почувствовали и пошли вниманием дальше.

25

float:left   Если медитатора тибетской традиции с большим стажем засунуть в магнитно-резонансный томограф, для сканирования зон мозга. То обнаруживается, что у таких медитаторов – уровень счастья в обычном состоянии на 700% раз интенсивнее, если сравнивать с обычным человеком который находится в состоянии счастья. То есть зоны мозга, которые отвечают за такое восприятие жизни – в 7 раз активнее. Что даёт человеку возможность получать больше удовольствия от всего что происходит вокруг него, в его жизни.
   Тут суть сводится к практике випассаны, то есть глубокой и долгой тренировки ума находится в настоящем моменте, то есть быть полностью открытым. То что в этой теме описано под термином «Виппасана», то это всё же укороченный вариант подхода, как само понимание главного практического подхода Будды к избавлению от страданий, так и сам подход короткими интенсив-курсами. В общем, современная виппасана – это именно «современная виппасана». Но в любом случае человек практикующий виппасану, тренирует тем самым возможность воспринимать движение жизни и чувствовать это за счёт нахождения внимания в настоящем моменте. Виппасанщик – это нет тот, который периодически ездит на курс виппасаны, ради кратковременного опыта или «галочки» (хобби-подход). float:rightЭто скорее человек который развил у себя способность – оставаться с разной интенсивностью в настоящем моменте, то есть не улетающем в мыслях куда-то когда это не требует ситуация, то есть он всегда присутствует, что неверно понимается как сужение внимания. По жизни внимательность – это наоборот открытость для сигналов происходящих в настоящем моменте, а мы в нём и проживаем, а значит всегда готовы, бдим. Второе свойство виппасанщика, это умение разбирать на составляющие части свои проявления страдания, то есть видеть корень эмоций, мыслей, и т.д. И от того реакции получаются не рефлекторные, и проблема не включает цепь проблемных событий, не идёт нагнетания проблемы. В общем, в сумме данный навык (инструмент ума, то есть постоянная активность определённых зон мозга внимательностью в медитации и открытостью в жизни – внимательностью ко всему, а не конкретному как в медитации) и даёт эффект «счастливого человека».
float:left   Повторюсь, это не достигнуть просто тем что можно понять с этой темы. Мы западники воспринимаем данную практику как нечто, где нам дают время для медитации и мы начинаем серьёзно тужится вниманием, и потом ещё немного в голове держится благостный эффект. Тут надо понять основную идею буддизма, для чего была подана виппасана людям, что это должно дать инструмент уму на постоянной основе, которым он будет пользоваться профилактично в соприкосновениями с проблемами как самого ума так и реальными. Короче по жизни надо научится уметь быстро погружаться в «здесь и сейчас» и восприятие всей жизни такое приобрести, а сама практика конечно может углубляться хоть до Нирваны. Нужное что надо знать о буддизме, то есть обёртке виппасаны и дза-дзена наверное будет в другой теме.


Вы здесь » ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ » ОСОЗНАННОСТЬ » ВИПАССАНА ¤c¤